Н. А.Добролюбов в статье " Луч света в темном царстве " называл Катерину "лучом света в темном царстве русской действительности", а характер ее считает "созидающим, любящим, идеальным". Он сопоставляет героиню с " многоводной рекой", характер ее - "сильным, " "а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе". Катерина - борец, "дойдет до своего конца". Она протестует против " кабановской" нравственности. Ее смерть - вызов самодурной силе. Д. И.Писарев "Мотивы русской драмы". " Катерина в вечной ссоре с самой собой. Она - не сильная натура. В ней "постоянно сталкиваются как бы две женщины", поэтому она "сама путает свою жизнь", а запутав узел до конца, разрубает его "самым простым и глупым самоубийством".
М. М. Достоевский считает трагедию Катерины следствием ее внутреннего неустройства и отвергает связь среди и роль " самодурного мира" в трагедии. Ее поступки - от лукавого ( "...лукавый, мучивший Катерину, любит такие натуры. Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита". Катерина, полюбив Бориса,, не могла больше врать мужу, ибо совестлива. Она не хотела выносить противоречия между своими убеждениями и случившимся событием. Кроме того, героиня была очень одинока, и никто не разделял ее беду и радость ( любимый и тот предал...). ("Гроза". Драма в пяти действиях А. Н. Островского").
"...Он (Пугачев) предложил Гриневу службу и щедрое вознаграждение, но молодой человек отказался. Он честно признается, что не может считать Пугачева государем — это было бы неправдой. “Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург”. Гринев даже не может пообещать не выступать против Пугачева, в этом не его воля: “...Велят идти против тебя — пойду.. . Отпустишь меня казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду”. Искренность Гринева поразила казака. Он отпустил Петра Андреевича на все четыре стороны. "
2)Рассказчик описывает Швабрина по-разному: то в подлых выражениях изъявляющим радость и усердие, то бледным, как мёртвый, то вызывающим омерзение и презрение, то совсем уничтоженным, то гнусным... Но главное определение, данное в конце главы: уничтоженный враг. И Швабрин, и Гринёв до конца открыли свои карты перед Пугачёвым, и тот не только помиловал Гринёва, но и всячески содействовал его счастью. Единственная надежда Швабрина на данную ему Пугачёвым власть, чтобы принудить Марью Ивановну к женитьбе, не оправдалась. Гринёв вышел сухим из воды, сохранив офицерскую честь и честь невесты, а Швабрин, несмотря на все свои предательства и подлости, остался ни с чем. 1)Пугачёв решил помиловать Марью Ивановну по нескольким причинам. Во-первых, Гринёв правильно объяснил ему, почему о её происхождении он не стал говорить при его сообщниках, — Пугачёв прекрасно понял его. Во-вторых, он не был кровожадным человеком, а гнев на капитана Миронова уже давно к тому же девушка была больна и несчастна, но держалась с твёрдостью, чего Пугачёв не мог не оценить. В- третьих, несмотря на то, что Швабрин был в его стане, Пугачёв ясно видел его угодничество и не слишком его жаловал. Тем более что и Швабрин обманул его. И, в-четвёртых, вопреки сословному положению, между ним и Гринёвым складывались отношения по-особому доверительные, неподкупный молодой офицер давал ему возможность как бы сбросить с себя маску великого государя и быть тем, кем он являлся на самом деле.
Н. А.Добролюбов в статье " Луч света в темном царстве " называл Катерину "лучом света в темном царстве русской действительности", а характер ее считает "созидающим, любящим, идеальным". Он сопоставляет героиню с " многоводной рекой", характер ее - "сильным, " "а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе". Катерина - борец, "дойдет до своего конца". Она протестует против " кабановской" нравственности. Ее смерть - вызов самодурной силе. Д. И.Писарев "Мотивы русской драмы". " Катерина в вечной ссоре с самой собой. Она - не сильная натура. В ней "постоянно сталкиваются как бы две женщины", поэтому она "сама путает свою жизнь", а запутав узел до конца, разрубает его "самым простым и глупым самоубийством".
М. М. Достоевский считает трагедию Катерины следствием ее внутреннего неустройства и отвергает связь среди и роль " самодурного мира" в трагедии. Ее поступки - от лукавого ( "...лукавый, мучивший Катерину, любит такие натуры. Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита". Катерина, полюбив Бориса,, не могла больше врать мужу, ибо совестлива. Она не хотела выносить противоречия между своими убеждениями и случившимся событием. Кроме того, героиня была очень одинока, и никто не разделял ее беду и радость ( любимый и тот предал...). ("Гроза". Драма в пяти действиях А. Н. Островского").
Я считаю, что Достоевский прав.