Кому на Руси жить хорошо" - поэма-эпопея. В центре ее-изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои России: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.
Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии "Кому на Руси жить хорошо" - это проблема счастья. Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай". Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей
земли, попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями! " Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что "теперь их вместо барина драть будет волостной". С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой.
Объяснение:
В данном высказывании Ж. Ренан, французский философ и писатель, говорит о том, что иногда целой нации, как и отдельному человеку, приходится саморазвиваться и проходить через множество испытаний.
Нельзя не согласиться с автором, так как нация состоит из людей, и именно они определяют путь развития нации, ее историю и культуру. Так как нация, в основном, чувствует себя единым целым, обладает национальным менталитетом, то ее можно сравнить с отдельно взятым человеком.
Нация, наряду с родом, племенем и народностью, является видом этноса. Этнос – это исторически сложившееся группа людей, для которых характерны чувство принадлежности к данной общности и осознание нерасторжимости исторических судеб у его членов. Характерными признаками нации являются единство языка, культуры, экономической жизни и наличие национального сознания.
Также одним из признаков нации часто выделяют единство территории , однако, она играет далеко не самую важную роль. Ведь, не всегда люди, проживающие на одной территории, обладают национальным самосознанием, и наоборот. Например, можно сказать, что евреи, проживая на отдаленных территориях, все равно сохраняют свою историческую память, образ жизни и такие традиции, как еврейские праздники. Это показывает, что народ обладает целостностью и единством, даже проживая в разных государствах.
Усилия и жертвы, которые приходится переживать нации, могут быть самые разные. В пример можно привести геноцид армян, устроенный Османской империей в начале XX века. Массовые убийства и депортация армянского народа повлияли не только на его демографию, но на самосознание, создав определенный национальный менталитет.
В современном мире вопрос о единстве нации все также актуален. Ведь и в наше время некоторым нациям приходится преодолевать такие препятствия, как дискриминация. Борьба против таких препятствий может объединить людей данной нации.
Подводя итог, можно сказать, что нация действительно является целью многих усилий и жертв, которые сделать из нации единое целое.