Свинья под Дубом вековым Наелась жолудей до-сыта, до-отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. «Ведь это дереву вредит», Ей с Дубу ворон говорит: «Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».— «Пусть сохнет», говорит Свинья: 10 «Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не Лишь были б жолуди: ведь я от них жирею».— «Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут: «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жолуди на мне растут». Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, 20 И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
«Стихи о Прекрасной Даме» являются переходом Александра Александровича Блока, а его многолетнем творчестве от романтического символизма к критическому реализму. Это самая первая одержанная им высота в литературно- поэтической деятельности. Удивительной красотой, неисчерпаемой теплотой и нежностью пронизаны эти произведения. «Стихи о Прекрасной Даме» были написаны в начале XX века, а именно в 1904 году. Этот период рубежа веков – сложный, переломный период; это время переосмысления ценностей и жизненных принципов; это период грозных политических событий: репрессий и революций, унижений и утраты ценности человеческой личности. Страдали все независимо ни от социального сословия, ни от уровня образованности. Творческие люди, истерзанные беспощадной реальностью, погружались в таинственный поэтический мир грез и находили в нем отдушину. В основу цикла стихов о Прекрасной Даме легла возвышенная идея платонической целомудренной любви к изумительной неземной женщине, рыцарского служения ей и земного преклонения перед нею, как перед идеалом не только красоты внешней, но и красоты духовной, олицетворением всего священного возвышенного и прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как обычная земная женщина, а как некое божество, обладающее ангельской красотой. Он дает ей несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. И она, таинственная, недоступная, существующая лишь в голубой и сумрачно небесной выси, далекая от земных страстей, бед и пороков проливает на грешную землю чистый свет истины умиротворенности и любви. Поэт полностью растворялся в омуте до безумия прекрасных грез, поклонения этому небесному ангелу, он отчетливо представлял ее образ, который иногда спускался с небес и представал перед ним и он ясно видел каждую черту ее лица, знал все о сотворенном им самим существе, он был рабом своей мечты. Огромное влияние на формирование завораживающего мире грез о божестве женского создания Блока и многих современников оказала философия В.Соловьева, в частности его тезис: «…сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви наше…». Блок, желая спрятаться от серой, грубой реальности создавал свои маленькие поэтические шедевры, искал и исцеления в райском, возможно, даже утопическом, мире своей бескрайней любви к вымышленной им Прекрасной Даме, в красоте ее. В страхе перед ужасным, обжигающим и сметающем все на своем пути стихийным миром, Блок томится в поисках своей Прекрасной Дамы: он ищет ее в толпе, на шумных улицах и в уединенных уголках. И в один прекрасный день это величественно прекрасное божество, та самая Прекрасная Дама, придуманная поэтом спускается с небес на землю и перевоплощается в земную женщину, не только не утратившую обаяние первозданной красоты, но еще более прекрасную живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и прозрачную… Этой прекрасной Дамой оказалась дочь великого ученого химика Д.И.Менделеева – Любовь Дмитриевна Менделеева. Это была поистине Прекрасная Дама, очень походившая всеми качествами на вымышленный Блоком образ. Светлая чистая непревзойденная внешняя и духовная красота Любови Дмитриевны навсегда затмила невзгоды гнусной и блеклой реальности. «Стихи о Прекрасной Даме» являются изящным красивым художественным стихотворным воплощением мира грез и фантазий в мир реальности и материального бытия. Это стихи о любви к мечте, которая обернулась реальной женщиной, любимой и любящей.
Наелась жолудей до-сыта, до-отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».—
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
10 «Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не
Лишь были б жолуди: ведь я от них жирею».—
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жолуди на мне растут».
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
20 И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.