Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»
СВЯЗЬ ИДЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА И ЕГО РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
По мнению Бердяева, философия — это искусство, которому нельзя научить, акт творчества. Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в произведениях искусства. Художники выражают свое мировоззрение в полотнах, писатели — в романах и рассказах, поэты — в лирике и поэмах. Творчество Лермонтова в полной мере отражает его философское понимание жизни. Почти в каждом лирическом произведении Лермонтов поднимает тот или иной философский вопрос. Уже в ранний период творчества поэта волнует проблема свободы. Представление поэта о свободе менялось в течение жизни. Так, первые стихотворения носят поэтическую окраску, свобода понимается в них как вольность, в духе декабристских традиций. Примером может служить стихотворение «Новгород». Древнерусский город выступает здесь как символ демократического устройства России. Обращаясь к декабристам, автор пишет:
Есть бедный град, там видели народы
Все то, к чему теперь ваш дух летит.
Другие ранние стихотворения отразили романтическое представление поэта о свободе. Так, в стихотворении «Желание» Лермонтов пишет:
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной,
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить
В период более позднего творчества поэт воспринимает свободу как освобождение от светского общества. Этому посвящено стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен». Автор говорит о бездушии и лживости высшего света: При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски
Поэт стремится уйти от этих людей и мечтает перенестись в мир детства. Он вспоминает «высокий барский дом», «сад с разрушенной теплицей», тенистый пруд, тенистую аллею. Интересно, что для поэта воображаемый мир более реален, чем окружающая действительность. Общество мелькает «как будто бы сквозь сон», описание же мира детства близко к природным началам. Противоречие между мечтою и реальностью разрешается в пользу мечты. Она вызывает у автора прилив энергии, желание «бросить им в глаза железный стих». Таким образом, автор утверждает свою внутреннюю независимость от морали светской жизни. Интересно, что в романе «Герой нашего времени», рассказывая о жизни общества, Лермонтов также сравнивает ее с театральным действием. Не случайно в речи Печорина, главного героя романа, мелькают слова из театрального лексикона: сцена, действующие лица, роль, завязка, развязка. Печорин, как и автор, стремится обрести свободу. Но все его попытки обречены на неудачу. Дело в том, что сама эпоха не создала почвы для полезной деятельности. Печорин не находит себе применения. Деятельная натура заставляет его искусственно создавать условия для борьбы. Но своими действиями он приносит лишь страдания окружающим его людям. И Печорин вынужден признаться, что всю жизнь «разыгрывал жалкую роль палача или предателя», так как не смог найти достойного применения своим силам. Понимая это, герой уже не стремится к борьбе, он постепенно теряет интерес к жизни, становится равнодушным. Проблему действия, а вернее, бездействия Лермонтов затрагивает и в стихотворении «Дума». Поэт осуждает своих современников за то, что они не понять «своего предназначенья» и не могут найти свое место в жизни.
Образ лесника Фомы (Бирюк)
Угрюмый, одинокий, не знающий жалости лесник Фома Кузьмич, прозванный в народе Бирюком – главный герой рассказа. Его бедное жилище стоит посреди леса, за сохранностью которого он и поставлен присматривать. Одним из средств создания его образа является описание интерьера избы. В ней не убрано, в обстановке чувствуется крайняя бедность. Хозяину даже нечем угостить внезапно попавшего в его дом барина: кроме хлеба и воды нет ничего.Нелюдимый нрав Фомы Кузьмича, его озлобленность отчасти объясняется обстоятельствами его личной жизни: мы узнаем, что его жена сбежала от него с проезжим мещанином, оставив ему двоих детей – девочку Улиту и еще одного новорожденного ребенка.
Бирюка не любят и боятся крестьяне окрестных деревень за то, что он честно справляет свою должность: не дает рубить в барском лесу деревья, не позволяет вынести из леса даже вязанку хвороста. Ненависть народа доходит даже до замыслов расправиться с лесником, но и это никак не удается. Лесник превосходно знает лес, обладает чутким слухом, готов поймать нарушителя-порубщика даже в самую ненастную ночь. Сам живущий в нищете, он всё же не признает никаких оправданий воровству, не верит мольбам нарушителя, считает, что все окружающие его обманывают.
Бирюк не случайно встречается на пути повествователя во время сильной грозы, вырастая будто из-под земли: грозовые, тяжелые, конфликтные отношения внутри крестьянской среды показывает в рассказе Тургенев. Да и сам лесник носит внутри себя личную трагедию, грозу, которая гнетет его, заставляет страдать в одиночестве