Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение этого образа возможно лишь при кропотливом, внимательном анализе не только самого произведения, но и огромного массива критической литературы, и последующей жизни образа в русской литературе и культуре в целом. Но, помимо этого, есть менее объемное понятие образа героя: это то, каким он предстает на страницах произведения в своих действиях, в авторских описаниях, в замечаниях других героев. Это его внешность, манеры и речевой портрет. Целью сочинения является, конечно, попытка охарактеризовать образ героя лишь во втором его понимании.
Если говорить об основных составляющих характера Чичикова, то мы должны отметить, помимо ставших уже общим местом дурных черт, таких как пронырливость, подхалимство на сделки с совестью, нечестность в коммерческих операциях, черты вполне похвальные, служи они добру: целеустремленность во многом себе отказывать, смекалку, энергичность и неумение сдаваться, отступать перед лицом неудач. Отвлечемся от сути целей Чичикова и вспомним, как терпеливо долгие годы он отказывал себе очень во многом: от пряника в школьные годы до хорошего обеда после целого дня над канцелярскими бумагами, как, подогреваемый желанием достичь благополучия, не гнушался он не только аферами, но и рутинной работой даже по ночам. Лишь приобретя некоторый капитал, отказался Чичиков от своего воздержанья. Он оказался человеком, не чуждым «разных наслаждений» и «излишеств». Впрочем, «излишества» эти характеризуют его как человека обстоятельного, с хорошим вкусом, желающего производить приятное впечатление: хороший повар, тонкие голландские рубашки, дорогое мыло, отличная пара лошадей. В общем, он стремился обеспечить уютную и достойную жизнь телу. Понятие противостоящей телу бессмертной души для нашего героя не было важным, едва ли само слово «душа» значило для него что‑то большее, чем имя умершего крестьянина в соответствующих перечнях.
Итак, внешне Чичиков – благопристойный холостяк, господин средней руки, могущий сойти и за отставного подполковника, и за штабс‑капитана, и за помещика, имеющего около сотни душ: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Речевая манера Чичикова такова, что со всеми ему удается найти общий язык, подо всех подстроиться, кому надо – искусно польстить (как чиновникам города NN, Манилову), с другими – говорить напрямик (как пришлось с Собакевичем, ничуть не удивившимся желанию Чичикова купить мертвые души). О себе он всегда говорит со скромностью, употребляя книжные обороты, называя себя «червем мира сего» и стараясь не выдать ничего лишнего, создав при этом приятное впечатление. С Маниловым Чичиков говорит, подчиняясь манере того, расточает похвалы и детям помещика, и его дому, и общим теперь уже знакомым из числа жителей города. В его речи появляется много уменьшительно‑ласкательных слов, этикетных выражений: «миленький», «душенька», «помилуйте», «препочтейнейший». С Собакевичем он говорит более сдержанно еще за столом, стараясь больше слушать и не перечить хозяину, ругающему всех и вся, в разговоре о покупке душ оба ведут себя деловито, Чичиков не позволяет себе показать возмущения, но внутренне кипит и ругает помещика «подлецом» и «чертом».
Удивительно то, как повел себя с Чичиковым Ноздрев. Конечно, Ноздрев – хулиган, балагур, самовольник, несдержанный и неуважительный человек, от которого можно ожидать чего угодно, но, может быть, его обращение с Чичиковым характеризует не только самого Ноздрева, но и его гостя? Мне представляется, что этот самодур, в котором не заподозришь здравой мысли, спокойного размышления, как‑то не умом раскусил Чичикова, угадал в нем если не одного с ним поля ягоду, то по крайней мере человека, которого никак не сочтешь достойным искреннего уважения. Чичиков предстает перед нами человеком сознательно и тщательно создавшим свой собственный образ, внешнюю картинку, и то, что скрывается за ней, известно лишь автору и благодарному читателю.
Приветствую всех, меня зовут Валек. Мне недавно исполнилось девять лет. У меня есть лучший друг по имени Вася, который находится сейчас очень далеко от меня, но все равно мы общаемся и знаем друг о друге все.
У него просто замечательные родители, которые очень сильно любят своего единственного сына. Его отец работает судьей, и каждый день ему приходится решать проблемы чужих людей. Но больше всего ему хотелось людям, которые не виноваты в этом деле, но все улики показывают на него. И судье ничего не оставалось, как сделать все для того чтобы во время суда улики указали на настоящего преступника.
Вот только его сыну совершенно не было места, и внимания он ему не уделял. Он приходил домой и занимался только своими делами, а про сына вообще ничего не знал, и не старался узнать. Но никто этому не верил, ведь людям он раскрывался совсем другим. Мать его очень рано умерла, и теперь ему пришлось рано повзрослеть, чтобы жить, так как ему хотелось, и добиваться всего к чему он так давно стремился. Больше всего на свете ему не хватало матери и для того чтобы развлечься или отвлечься от мыслей он просто выходил на улицу и бродил до самой ночи по разным улицам. Недавно он узнал про один заброшенный замок, который ему очень сильно понравился. И теперь если у него появлялись проблемы или нужно было побыть одному, он отправлялся именно сюда. Здесь он знал каждый угол. А потом он узнал о том, что там существует еще одно здание и ему очень захотелось там побывать. Когда ему все-таки удалось туда пробраться, то там он встретился с Валеком, а если быть точным, то со мной и моей сестрой.
Мне примерно было девять лет, а вот Васи как раз исполнилось восемь. Рост у него был немного выше, чем у меня. И хотя у нас с сестрой не было обуви, и мы постоянно ходили босяком, но Вася даже на это не посмотрел и общался с нами на равных. Дружба между нами появилась практически сразу же. И через некоторое время мы уже не могли друг без друга жить. Оказывается, у Васи есть тоже сестра, которой также как и моей исполнилось недавно четыре года. И частенько мы сравнивали своих сестер. Если одна пышненькая, веселая и никогда не сидит на месте, то другая является полной ее противоположностью. А поскольку у нас постоянно не было денег, то и еды практически никогда не хватало. И однажды она очень сильно заболела и слегла, ни один из врачей не могли им , да и без денег им просто не хотелось этого делать и .