У Федора Тютчева есть целый цикл произведений, посвященных Елене Денисьевой – возлюбленной поэта, которую он боготворил и считал своей музой. Личная жизнь Тютчева была предметом светских шуток и пересудов, так как на протяжении 14 лет он фактически содержал две семью, состоя в законном браке с Эрнестиной Дернберг, но при этом воспитывая трех детей от Елены Денисьевой.Однако роман с русской аристократкой закончился трагически – в 1964 году она скончалась от туберкулеза. Накануне ее смерти поэт весь день провел у постели Елены Денисьевой, понимая, что не в состоянии возлюбленной. Спустя несколько месяцев Тютчев написал стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…», которое стало эпитафией к его роману с женщиной, сумевшей сделать поэта по-настоящему счастливой.Это произведение, наполненное трагизмом и бесконечной любовью, описывает последние часы жизни Елены Денисьевой, которая уже не вставала с постели и находилась в беспамятстве. Вспоминая этот теплый летний день, Тютчев отмечает, что «всю ее уж тени покрывали». Однако внезапно начавшийся дождь, струи которого «по листьям весело звучали», привел умирающую в сознание. Женщина стала прислушиваться к звукам падающих капель, увлеченно и будто бы погрузившись в воспоминания. О чем она думала в этот момент? Понимала ли, что уходит из жизни? Судя по всему, да, так как произнесла вполне осознанную и отчетливую фразу: «О, как все это я любила!».О том, насколько был подавлен Тютчев после смерти Елены Денисьевой, свидетельствует последнее четверостишье произведения, в котором поэт признается, что так искренне и преданно могла любить лишь только эта женщина. Действительно, ради Тютчева она отказалась от наследства и высшего общества, которое осуждало ее связь с поэтом и рождение детей вне брака. Елене Денисьевой пришлось забыть о своем благородном происхождении и семье, которая отреклась от женщины, оставив ее на произвол судьбы и без средств к существованию. Федор Тютчев прекрасно понимал, на какие жертвы пошла во имя любви его избранница, поэтому посчитал своим долгом заботиться о ней до самой ее смерти. Уход из жизни той, которая была смыслом существования поэта, Тютчев с горечью отмечает, что судьба оказалась к нему несправедливой и не позволила воссоединиться с возлюбленной после ее смерти. «О господи!.. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…», — отмечает поэт, сожалея о том, что после подобной трагедии продолжает жить.По воспоминаниям очевидцев, смерть Елены Денисьевой фактически превратила Тютчева в старика, дряхлого, сгорбленного и бес Ведь туберкулез забрал и жизни двух его детей, гибель которых поэт не мог себе простить, считая, что малышей нужно было забрать из дома, где находится их больная мать. После этих трагических событий Тютчев уехал в Ниццу, надеясь на то, что смена обстановки ему справиться с личным горем. Его супруга сопровождала поэта в этой поездке и, простив ему измену, старалась сделать все возможное, чтобы скрасить одиночество Тютчева. Позже поэт признался, что судьба дала возможность ему испытать любовь самых прекрасных и чутких в мире женщин, которым он обязан очень многим. И, в частности, именно благодаря им было создано множество восхитительных стихов, которые по сей день являются эталоном русской лирической поэзии.Стоит отметить, что в течение последующих лет Тютчев неоднократно обращался в стихах к Елене Денисьевой и посвящал ей удивительно нежные строки, наполненные восхищением, любовью и признательностью. Но при этом до конца жизни поэта его верной спутницей оставалась супруга Эрнестина, считавшая своим долгом заботиться о человеке, которого безгранично любила.
Среди действующих лиц романа есть две фигуры: императрица екатерина и пугачев. екатерина появляется только в конце романа как лицо эпизодическое, и ее образ не раскрыт до конца. более широко и реалистично раскрыт образ пугачева. пугачев впервые появляется перед нами в главе ii романа в роли случайного дорожного спутника гринева. его хладнокровие и уменье ориентироваться в обстановке спасают гринева во время бурана. эта же глава знакомит нас с внешностью и народным языком пугачева. во второй части романа судьба снова сталкивает с ним гринева. пугачев умеет платить добром за услугу, оказанную ему когда-то: он избавляет гринева от смерти, отпускает его на свободу и спасти марью ивановну. пугачев держит себя с гриневым просто и великодушно, хотя гринев и не скрывает, что считает его самозванцем (гл. viii]. восстание пугачева для гринева - «бунт, бессмысленный и беспощадный». тем не менее симпатия к вождю восстания заставляет петра андреевича позже сожалеть о его казни. личность пугачева как вождя восстания раскрывается во второй части романа.в характере его много положительных черт: смелость, природная сметливость и ум, находчивость, настойчивость, справедливость, великодушие. эти стороны его характера делают его чрезвычайно популярным в угнетенной народной массе. он смело ведет за собой народ. за пугачевым идут и угнетенные народы поволжья и урала (башкиры, казаки), и крепостная крестьянская масса, и горнозаводские рабочие, и казачество. воззвания его, написанные простым и выразительным языком, производят на народ сильнейшее впечатление. правда, пугачев жесток и скор на расправу. так, он без раздумий отправляет на виселицу капитана миронова и ивана игнатьевича. но жестокость эта была естественно обусловлена законами той классовой борьбы, знамя которой он поднял. таков пугачев как вождь крестьянской массы. пугачев в романе - не изверг и не разбойник, как рисовали его многие современники пушкина, а великодушный, даже благородный человек. такое изображение пугачева в дни пушкина имело, несомненно, прогрессивный характер и способствовало более объективному взгляду на личность вождя народного восстания.
По убеждению кабанихи, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. свобода, по мнению кабанихи, ведет к крушению старых порядков. кабаниха — ревнительница и защитница нравственных принципов домостроя. ее "сердце-вещун" чувствует, что приходят новые времена, и поэтому она преследует в своих любое проявление инакомыслия. по ее глубочайшему убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе перед ним. и тихона она вразумляет, что катерина должна его бояться. кабаниха не просто соблюдает домостроевские нормы, но и борется за них. невежественная марфа игнатьевна, считающая паровоз “огненным змием”, окружила себя невежественными странницами. они необходимы ей как воздух, так как поддерживают ее огромный авторитет, без которого она не мыслит своего существования.