Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала. Следуя отцовскому завету «беречь копейку», Чичиков переступил через мораль и добродетель, при к любым обстоятельствам, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «Всё сделаешь и все перешибешь на свете копейкой». Другие напутствия сводились к тому, чтобы сын угождал учителям и начальству, водил дружбу с богатыми товарищами. Вся школьная жизнь Чичикова превратилась в непрерывное накопление. Он перепродаёт товарищам булки, выгодно сбывает дрессированную мышь и вылепленного из воску снегиря, экономит собственные деньги, отказываясь от необходимого. Из тихого, мало приметного, но практичного юнца вырастает удачливый и шустрый аферист. Его ум, изобретательный и изворотливый из всего извлечь выгоду. Все его усилия направлены на личное обогащение. Он циник и лицемер, он «мошенник из мошенников», он великий артист-мистификатор. И всеми своими, пусть временными, от случая к случаю успехами и удачами он обязан отцу. А мы, читатели, обязаны Н. В. Гоголю за то, что он показал страшное лицо этих хищников, для которых деньги являются целью существования, средством для достижения влиятельного положения в обществе.\
Разговор о злой силе денег, о рабском преклонении перед ними, относится к вечным темам в литературе и к трудным вопросам семейного воспитания. Современные рыночные отношения, постоянный рост материальных возможностей, проблемы, связанные с деньгами, оказывают серьёзное влияние на воспитание личности. Деньги сами по себе не зло, а необходимое условие для нормальной жизни человека, как в материальном, так и в моральном плане. В педагогике считается, что денежные вопросы формированию в человеке таких качеств, как честность, обязательность, ответственность. Таким образом, тема денег непосредственно связана со всеми аспектами нравственного воспитания.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.Учёного учить только портить.Недоученный хуже неученого. Переученный хуже недоученного.Не хочу учиться, хочу жениться.Ученье лучше богатства.Чему учился, тому и пригодился.Дело мастера боится.За учёного двух неучёных дают, да и тех не берут.Не нужен ученый, а нужен смышленый.Не выучит школа, выучит охота.Держись берега и рыба будет.Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.На ловца и зверь бежит.Корень ученья горек, да плод его сладок.Век живи, век учись, а дураком помрёшь.Собаку съел, только хвостом подавился.Учился читать, да писать, а выучился петь, да плясать.Мастер один, а подносчиков десять.Молодому учиться рано, старому поздно.Ученый водит, неученый следом ходит.Ни сучка, ни задоринки.Иной стреляет редко, да попадает метко.Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.С неуменья спина не болит.Сытое брюхо к учению глухо.Не учи козу, сама стянет с возу.Это не ученье, а мученье.Не учи плясать, я и сам скоморох.Ученье свет, а неученье тьма.Не ловец, да молодец. И не учен, да толчен.Учёный водит, неучёный следом ходит.Учить в долбёжку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски.Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч.Не учи хромать, у кого ноги болят.Не выучит школа, выучит охота.Недоученный хуже переученного.Ученая ведьма хуже прирожденной.В городе живёт, а колокольне кланяется.Не штука промашка, штука поправка.Дураку по пояс, а умный сух пройдёт.Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.Кто больше знает, тому и книги в руки.Всяк мастер на выучку берёт, да не всяк доучивает.Не учили поперёк лавочки, а во всю вытянулся - не научишь.Мастерства за плечами не носить, а с ним добро.Не боги горшки обжигают.Без палки нет ученья.Работнику полтина, мастеру рубль.От умного научишься, от глупого разучишься.Комар носу не подточит.Добрый портной с запасом шьёт.Ничего не смыслить - век киснуть.Учи других и сам поймёшь.Повторенье - мать ученья.Не учи плясать, я и сам скоморох.Из одного дерева икона и лопата.Пекла кажись пирожки, а вышли покрышки на горшки.Наш пострел везде поспел.За всё берётся, да не всё удаётся.Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен.
Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала. Следуя отцовскому завету «беречь копейку», Чичиков переступил через мораль и добродетель, при к любым обстоятельствам, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «Всё сделаешь и все перешибешь на свете копейкой». Другие напутствия сводились к тому, чтобы сын угождал учителям и начальству, водил дружбу с богатыми товарищами. Вся школьная жизнь Чичикова превратилась в непрерывное накопление. Он перепродаёт товарищам булки, выгодно сбывает дрессированную мышь и вылепленного из воску снегиря, экономит собственные деньги, отказываясь от необходимого. Из тихого, мало приметного, но практичного юнца вырастает удачливый и шустрый аферист. Его ум, изобретательный и изворотливый из всего извлечь выгоду. Все его усилия направлены на личное обогащение. Он циник и лицемер, он «мошенник из мошенников», он великий артист-мистификатор. И всеми своими, пусть временными, от случая к случаю успехами и удачами он обязан отцу. А мы, читатели, обязаны Н. В. Гоголю за то, что он показал страшное лицо этих хищников, для которых деньги являются целью существования, средством для достижения влиятельного положения в обществе.\
Разговор о злой силе денег, о рабском преклонении перед ними, относится к вечным темам в литературе и к трудным вопросам семейного воспитания. Современные рыночные отношения, постоянный рост материальных возможностей, проблемы, связанные с деньгами, оказывают серьёзное влияние на воспитание личности. Деньги сами по себе не зло, а необходимое условие для нормальной жизни человека, как в материальном, так и в моральном плане. В педагогике считается, что денежные вопросы формированию в человеке таких качеств, как честность, обязательность, ответственность. Таким образом, тема денег непосредственно связана со всеми аспектами нравственного воспитания.