в середине xix века в журнале «современник» были напечатаны рассказы ивана тургенева из цикла «записки охотника». в 1852 году они вышли отдельным изданием. практически все рассказы сборника имеют сюжет и диалоги. исключение составляет лишь произведение «лес и степь». критики, кстати, так и не смогли «договориться» о его форме. одни считают «лес и степь» очерком, другие настаивают на том, что это – рассказ.
в произведении нет прямой речи, все повествование представляет собой монолог заядлого охотника петра петровича каратаева. он – главный герой сборника, человек наблюдательный, с прогрессивными , горячо любящий родную природу. в значительной степени охотник высказывает мысли и чувства самого писателя.
«лес и степь» является своеобразным эпилогом к «запискам охотника», а также поэтическим гимном природе. основному тексту предшествует эпиграф, что весьма необычно для сочинений тургенева. это – отрывок из его собственной неизданной поэмы.
тургенев – непревзойденный мастер пейзажа, о чем восторженно писал белинский: «он любит природу не как дилетант, а как артист». сложно найти писателя, чьи пейзажи были бы столь совершенны. «ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. сырая земля под ногами». в этом небольшом отрывке из произведения «лес и степь» автор передал практически все нюансы восприятия природы: цвет, движение, запах, звук, свет, а также тактильные ощущения ( земля). и перед читателем явственно возникает картина поздней осени.
для изображения красоты средней полосы россии иван сергеевич пользуется разнообразными приемами, широчайшей палитрой цветов и оттенков, всем богатством языковых средств: наречий, простых и сложных прилагательных, глаголов. к примеру, небо у тургенева «бледно-голубое», «смутно-ясное», затем оно «бледнеет». прилагательные выступают не только эпитетами, но и метафорами: «огнистое море заката», «свинцовая полоса на небосклоне», «золотые полосы».
но мастерство тургенева проявляется не только в филигранном владении словом. описание природы всегда охвачено чувством, непосредственно связано с переживаниями героев. стихия озаряет внутренний мир человека, влияет на его настроение. летом «весело пробираться по узкой дорожке», сердце трепещет весенним утром, осенью вас охватывают светлые воспоминания. показательно, что осенний пейзаж не вызывает у автора грусти: воды реки радостно мчатся, а роще легко и весело стоять голой.
тургенев постоянно олицетворяет природу. осины у него лепечут, а могучий дуб похож на крепкого бойца, который демонстрирует свою мощь красивой липе. мастерски использует писатель и запахи, упоминание о которых делает пейзаж ярче, красочней, эмоциональней. мы чувствуем свежее дыхание весны или летний воздух, напоенный медом гречихи и горечью полыни так, что голова кружится от благоухания. после грозы пахнет грибами и земляникой, зимой приятно вдыхать острый морозный воздух.
а как разнообразны и «вкусны» звуки! здесь – слабый шум ночных деревьев, лязганье косы, скрип телеги, золотой голосок малиновки и тишина леса. фыркают лошади, храпит сторож, стучит мельница, звонко лает собака, поют жаворонки.
произведение соткано из описаний лесных, луговых и степных пейзажей ранним утром, в полдень, на закате дня и при восходе луны. тургенев восторгается охотой во все времена года. такой прием позволяет автору показать ежеминутную красоту пейзажа, композиционно завершить произведение «лес и степь», а также весь сборник. получился мощный и аккорд охотничьего цикла. коротко его можно выразить словами самого автора: «свежо, весело, любо! »
Проблема национального характера является одной из важнейших в романе-эпопее «Война и мир». Недаром Толстой говорил о том, что здесь для него главной была «мысль народная». В центре произведения — события Отечественной войны 1812 года, когда наиболее ярко проявились основные черты нации и характера русского человека. Главной из них писатель считал «скрытую теплоту патриотизма», которая привела к сплочению всех слоев общества, всего народа в борьбе с французскими захватчиками. Но при этом Толстой показывает, что русский национальный характер определяется весьма противоречивыми качествами, которые можно даже рассматривать как несовместимые.
С одной стороны, писатель видит в русском человеке черты яркого, активного, деятельного характера, готового мстить врагам до конца. Об этом убедительно свидетельствует емкий художественный образ — «дубина народной войны», — который определяет не только саму эту войну, но и тех представителей народа, которые для борьбы с врагом стали соединяться в партизанские отряды. Именно к таким героям относится Тихон Щербатый. Это «самый полезный и храбрый» мужик-партизан в отряде Денисова. Ему присущи смекалка и удаль, находчивость и решимость. С топором в руках он идет на врага, потому что естественное патриотическое чувство выводит его, как и тысячи других простых русских крестьян, на борьбу с захватчиками. В словах его товарищей по отряду чувствуется восхищение и уважение: «Ну ловок», «Экая бестия». Он наделен и своеобразным грубоватым юмором, позволяющим в тяжелейших условиях сохранить жизнерадостность и оптимизм, так свойственные народному характеру. Но есть в Тихоне Щербатом и настораживающие черты. Ведь он в своей мести врагам становится порой жестоким, бесчеловечным. Так, он убивает захваченного француза потому, что тот был «совсем несправный». При этом Толстой делает характерное замечание, что Пете Ростову неловко слушать Тихона, у которого во время этого разговора «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку».
С другой стороны, русский национальный характер представлен в образе Платона Каратаева. Это «олицетворение духа простоты и правды», как говорит о нем Пьер Безухов, оказавшийся в плену вместе Платоном. Именно этот простой русский крестьянин-солдат становится для героя-аристократа на долгое время нравственным ориентиром, который Безухову выйти из духовного кризиса и найти свой путь в жизни. Как и Тихон, Платон трудолюбив, вынослив, общителен, однако при этом он по характеру противоположен народному мстителю. Если Тихон — «человек войны», то Платон — несет с собой мир даже в военное время. Недаром и внешне он «круглый», похожий на «каплю», а говорит с «нежно-певучей лаской». Этот удивительный русский человек добр ко всем: к товарищам, оказавшимся в плену, к приблудившейся собачке и даже к французам, пленившим, а потом и застрелившим его. Может быть, в этом сказывается и то, что Платон Каратаев воплощает живущую в народе веру в Бога и покорность судьбе. Недаром он так часто использует пословицы и афоризмы: «Не нашим умом, а Божьим судом», «Час терпеть, а век жить».
Кто же из этих двух столь различных характеров, по мысли Толстого, воплощает истинно русский национальный характер? Мне кажется, что писателю все же более близок тип Платона Каратаева. Ведь именно через него автор передает свою излюбленную идею роевого начала как основы народной жизни, близкой к духу крестьянской общины. Но народ в целом — это огромная семья, в которой есть и такие, как Тихон, и такие, как Платон Каратаев. И победить в войне Россия смогла именно потому, что сумела соединить все лучшее, что было в русской нации.
Объяснение: