ИЗЛОЖЕНИЕ
Джон Берри
Слушатель
Жил однажды в Швеции тщедушный маленький чешский скрипач по имени Рудольф. Некоторые его друзья полагали, что он далеко не лучший музыкант, потому что он беспокойный. А другие считали, что он беспокойный именно потому, что не такой уж хороший музыкант. Как бы то ни было, Рудольф нашел весьма оригинальный зарабатывать на жизнь. Было ли это необходимостью или свободным выбором, трудно сказать, но он пускался в путешествие вокруг Скандинавии на своей лодчонке совершенно один, и давал концерты в маленьких приморских городках. Если он находил аккомпаниатора, это было прекрасно; если нет — играл произведения, не требовавшие аккомпанемента. Правда, пару раз он так отчаянно нуждался в фортепьяно, что воображал его, а потом играл от начала до конца всю сонату для скрипки и фортепьяно, хотя фортепьяно в помине не было.
Как-то раз Рудольф отправился в Исландию и принялся за работу, переплывая вдоль скалистого берега от одного городка к другому. Это жестокая, суровая земля. Но люди, живущие в таких местах, не утратили навыков гостеприимства, поскольку их Бог, возможно, напоминает им, что и они могут однажды превратиться в странников…
Слушателей собиралось мало, и даже если бы Рудольф был первоклассным музыкантом, вряд ли бы они стали бурно выражать свои эмоции: с незапамятных времен вся их энергия уходила в тяжелый труд. Иногда они собирались у местного школьного учителя, напоминавшего им об их обязанности по отношению к таким именам, как Бах, Бетховен, Моцарт (и некоторым другим, о которых нечасто слышат в этих местах). В основном люди сидели неподвижно, слушая маленького скрипача, производившего большой шум, а потом расходились по домам, чувствуя, что получили тяжелый, но необходимый урок. Правда, они платили.
Однажды, когда Рудольф плыл вдоль пустынного побережья, задул, набирая силу, грозный и порывистый северо-восточный ветер. На Исландию обрушился шторм. Рудольф в этот момент огибал мрачный и опасный мыс, а его карта бесстрастно сообщила ему, что до ближайшего порта нужно добираться несколько часов. Он уж было начал отчаиваться, как вдруг обнаружил неподалеку маяк, расположенный на маленьком островке. Внизу маяка располагалась глубокая узкая бухта, защищенная скалами. С трудом, борясь с волнами, Рудольфу удалось войти в бухту и прикрепить свою лодку к железному кольцу, вбитому в скалу. Ступени, высеченные в камнях, вели к маяку. На вершине утеса, на фоне бегущих облаков, отчетливо выделялась фигура человека.
«Приветствую тебя!» — гулко раскатился голос над волнами, которые уже начали перехлестывать через островок.
Быстро опустилась ночь. Смотритель маяка провел своего гостя по спиральным ступеням в жилое помещение, располагавшееся на третьем
Широко известен тот факт, что любая авторская литература и любой народный фольклор – отражение действительности. Исторические события, широко известные и небольшого значения – все они находят отражение как в фольклоре, так и в прочей литературе. Точно так же описание быта, занятий людей, устройства дома и хозяйства, в общем, всех мелочей исторической картины эпохи… Все это можно найти как в фольклорных произведениях, так и в литературе, написанной авторами.
В любой русской народной сказке мы можете увидеть описание старинной избы и утвари в ней. Также узнать календарь, по которому жили люди: сеяли, жали, вязали снопы, копали картофель… Известна из сказок, пересказов и народных песен даже одежда крестьян былого: кафтан, лапти, юбки и плахты…
Кладезь народной истории – это былины. Обычно они повествуют об известных событиях в жизни народа. Часто это восстания либо защита родной земли от нападений кочевников. В пример можно привести былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.
А как же авторская литература в Древней Руси? Из «Слова о полку Игореве» мы узнаем об оружии дружины древних русичей и о военном деле на Руси. Из «Повести временных лет» — об устройстве церквей и монастырей, крещении Руси и распространении христианства у славян. Из «Повести и Петре и Февронии» — о взаимоотношениях бояр и простолюдинов, о брачных отношениях на Руси. Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина – о прочих землях, об отношениях между странами и о путешествий.
В 18 веке из произведений Фонвизина, Ломоносова, Карамзина и других классиков литературы мы узнаем об устройстве российского общества. О положении дел при царском дворе, о системах чиновничьей и военной службы, образовании, об образе жизни богатых помещиков (великолепно и едко обрисовал его сатирик Фонвизин) и простых людей, о труде и праздном образе жизни россиян.
Таким образом, со страниц произведений литературы на нас глядят люди разных эпох. И мы можем успешно изучать историю Руси по этим источникам.
Объяснение: