О войне и вере
Альберт Горошко
Подорваны дороги и мосты,
Разрушены дома, в руинах церкви,
И золотом сиявшие кресты,
Войною опаленные, померкли.
Врагами пол-России сожжено,
И гонят нас от рубежей все дальше,
Должно быть, пораженья суждено
Испить до дна отравленную чашу!
Нам вслед плюют старухи, и тоску
Наводят сводки - снова что-то сдали.
И слухи ходят, будто бы Москву
С Казанскою иконой облетали.
Кому же верить? Даже командир
Уткнулся в лужу неподвижным взглядом.
В грязи окопной каска и мундир,
И с неба взрывы осыпают градом.
В плечо осколком ранен политрук,
Врачи шутили – мол, рожден в фуражке,
Но скальпель доктор выронил из рук,
Когда увидел крестик под рубашкой!
Мы спорим, разным мненьям нет числа -
Ленд-Лиз, десант в заливе Сены…
А может быть, Победу принесла
На на поле брани нам святая вера?
Росточки веры вышли из войны,
Укореняясь в чуждой красной глине,
Огонь и меч – как в дебрях старины
Над Русью вновь вознес Святой Владимир!
Н.В. Гоголь с любовью и сочувствием относился к своим героям, особенно обиженным судьбой. Писатель горячо заступался за жертв социальной несправедливости, равнодушия и жестокости окружающих людей. Он заставлял своего читателя понять простую истину: все люди заслуживают внимания и любви.
В повести «Шинель» Гоголь создаёт образ «маленького человека» - бедного чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина. В экспозиции автор даёт подробное жизнеописание и характер своего героя, который даже не понимает трагизма своего одинокого, никому не нужного существования. Безрадостная жизнь, полная ограничений, не убила в чиновнике жажду любви и стремление к мечте, пусть и примитивной, - сшить новую шинель. Нет, Башмачкин не осмеливается полюбить женщину, но зато он любит свою работу – переписывание бумаг. Автор с нежностью пишет о том, как Акакий Акакиевич радостно ожидал встречи с любимыми буквами – «фаворитами», как сияло его лицо, когда он трепетно писал пером эти буквы. В жизни бедняка нет праздников, и он довольствуется малым: «В переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». С грустным юмором, без тени издёвки Гоголь описывает Башмачкина в старой дырявой шинели, потерявшей первоначальный цвет, в шляпе, на полях которой он вечно уносил всякий мусор, дынные и арбузные корки, брошенные из окон верхних этажей. Писатель с гневом пишет о том, как молодые чиновники издевались над несчастным стариком, засыпали его бумажками, толкали под локоть. Беззащитный, робкий Акакий Акакиевич не мог дать им отпор, только со слезами восклицал: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете». И дальше писатель-гуманист поднимается до пафоса: «… и в этих проникающих словах звенели другие слова: «я брат твой». Гоголь чётко определил свою позицию: защищать униженных, бедных людей, любить их.
Писатель не идеализирует своего героя, он честно пишет об ограниченности интересов Башмачкина, о его робости и страхе перед жизнью. Но все недостатки перевешивает доброе, кроткое сердце чиновника, отсутствие ненависти к обижающим его и зависти к богатым и успешным. В реальности Башмачкин – незлобивый человек, но Гоголь, применив элементы фантастики, превращает своего героя в призрак, после смерти осмелившийся на протест против попрания личности, против несправедливого уклада жизни, в которой новая шинель является предметом мечтаний.
С глубокой горечью и сочувствием к «маленькому человеку» Гоголь отмечает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не нужное». И снова вспоминаются пронзающие душу слова: «Я брат твой», заставляя проникнуться состраданием к этой кроткой и чистой душе и содрогнуться от её вечного унижения и оскорбления.