Дума (стихотворение) Кондратия Рылеева "Смерть Ермака" было написано в 1822 году. В нем описываются реальные исторические события: вероломное нападение войска атамана Кучума на отряд Ермака. Начало стихотворения пронизано трагическим ожиданием событий: "Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии летали..." Гроза над рекой, показанная автором, готовит читателя к печальной развязке. Но пока еще врага нет. Герой сидит на берегу реки и думает о своих товарищах, о Родине. Сложные люди собрались вокруг Ермака: бывшие преступники, бродяги. Но атаман считает, что они заслужили "благословения отчизны", потому что проливали в боях свою кровь за Россию. Благородному Ермаку противопоставляется подлый Кучум, который, боясь напасть в честном бою, тайно выдвигает свои силы ночью на спящих бойцов Ермака. Начинается неравная битва. Ермак пытается доплыть к челнам, но воды Иртыша смыкаются над его головой. Автор винит в гибели Ермака, то что он надел "тяжелый панцирь - дар царя". Этим он хочет сказать, что если бы Ермак не поступил к царю на службу, судьба его могла оказаться другой. Кондратий Рылеев считал, что служба царю и служба Отечеству это не одно и то же. В героической думе "Смерть Ермака" декабрист Рылеев высказал в том числе и свое отрицательное отношение к царю и царской службе.
Печально окончание произведения: буря еще не утихла, а тело Ермака выброшено волной на берег, природа продолжает оплакивать героя.
Более всего в этом стихотворении подействовала на меня именно картина ночной бури над великой рекой, на фоне которой и разыгралась трагедия, описанная поэтом.
В фольклорном образе Пугачева легко обнаруживается его историческая основа. В преданиях исторически правдиво зафиксированы основное направление борьбы — против бар-помещиков, дворян-заводчиков, царских чиновников, и социальный смысл ее — за трудовой народ и его интересы. Определяющей чертой образа является тесная связь с народом. Если «вольные люди» в своей одиночной борьбе против эксплуататоров пользуются, главным образом, моральной поддержкой трудового народа, если Ермак (и даже Степан Разин) народных преданий опираются на сравнительно небольшую количественно «вольницу» , «дружину» , то Пугачев в своих действиях опирается на значительно более широкие народные массы, которые не только морально поддерживают его, но и активно действуют сами. Пугачев — предводитель восставшего народа.