Михаилу Юрьевичу Лермонтову выпало жить после поражения декабристов, в атмосфере отчаяния и уныния, установившегося в России в 30-е годы XIX века. Это тяжелое время наложило на творчество поэта свой негативный отпечаток.
Вырваться из замкнутого круга поэт пытался литературными средствами. Жажда свободы и ее недосягаемость - основной мотив многих стихотворений Лермонтова. Наиболее ярко выражает его образ узника, к которому поэт обращался неоднократно. Среди произведений, посвященных этой теме, наиболее известные: «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Соседка» (1840), «Пленный рыцарь» (1840). Они были впервые опубликованы в 1840 году.
Тремя годами ранее Михаил Юрьевич, глубоко потрясенный смертью Пушкина и реакцией общества на столь серьезную потерю, написал обличительное стихотворение «На смерть поэта». Власть не простила Лермонтову этот гражданский поступок. Вольнодумцу пришлось несколько месяцев провести в тюрьме. Он не рассчитывал уже вернуться в свой полк и готовился к ссылке или длительному заключению. Только благодаря влиятельным родственникам и друзьям судебное дело удалось замять.
Поэт близко к сердцу принимал то, что происходило в стенах тюрьмы. После выхода на свободу, он написал стихотворение «Сосед», в котором рассказал о тех сложных переживаниях, что испытал в царских застенках.
Основная тема стихотворения - живительное воздействие поэтического слова на душу человека. Лирический герой - такой же арестант, как и поэт. Он заключен в одиночную камеру. Душа арестанта испытывает тяжкие страдания от унылого тюремного быта. Во мраке и тишине герой слышит, как за стеной сосед-узник напевает песню, наполненную тоской и грустью. От этих слов душа лирического героя вновь оживает. Ему совсем не важно, кто на самом деле его сосед. Он воспринимает его «как друга юных лет», искренне благодарен незнакомцу за моральную поддержку, о которой тот даже не догадывается.
Интересна структура стихотворения, которое состоит из четырех строф. Строки чередуются следующим образом: первая, вторая, четвертая и пятая написаны пятистопным ямбом с мужскими окончаниями, а третья и шестая - четырехстопным ямбом с женскими. Рифмовка парная, кроме третьей и шестой строк. Они рифмуются между собой - aabccb.
В стихотворении много слуховых образов, что достигается сравнениями и повторениями: «как слезы, тихо льются, льются» — «как звуки, друг за другом льются». Однообразие и устойчивость системы звуков отражается и в рифмах. Конечные слова первой и второй строки («сосед» — «лет») откликаются во второй строфе; рифмы четвертой-пятой строки («игрой» — «тобой») — в строках 16 и 17; рифмы строк 15 — 18 («раздаются» — «несутся») в строках 21—24.
В своей статье, посвященной творчеству Лермонтова, литературный критик Белинский отмечал особую «музыкальность» стихотворения: «Здесь поэзия становится музыкою: здесь обстоятельство является, как в опере, только поводом к звукам…». И в этой оценке Белинский не был одинок. В разное время стихотворение «Сосед» было положено на музыку Мясоедовым, Клочковым, Никольским и другими композиторами.
Все образы в стихотворении символичны. Тюремное заключение отображает монотонность и однообразие, безжалостно угнетающее в человеке лучшие чувства; тишина и мрак - атмосферу бездуховного существования. Образ часового, который засыпает стоя, выражает застой однообразной жизни. Описание тюремной обстановки усиливает ощущение безнадежности: мрачная тишина, сырая стена, часовой у дверей, тоской исполненные звуки. Даже «зари румяной полусвет» умирает, попадая в окно тюрьмы. Этот печальный образ как бы замыкает тот круг, из которого героям невозможно вырваться.
В подавленной и угнетенной душе арестанта звуки песни вызывают давно забытые светлые чувства, которые автор именует любовью и надеждами лучших лет. Душа узника от соприкосновения с поэзией на мгновение оживает, возрождается к жизни. Поэт снова к высоким переживаниям, которые так необходимы его душе.
В груди моей все оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей…
По мнению Лермонтова, поэзия, как и искусство в целом, обладает таинственной силой, отвечающей духовной потребности человека. Сила поэзии не только возвращает к жизни, но и противостоять гнетущей пустоте существования.
Санкт-Петербург является самым северным из городов мира с населением свыше миллиона человек. Город расположен в северо-западной части России, в пределах Приневской низменности, на прилегающем к устью реки Невы побережье Невской губы Финского залива и на многочисленных (47) островах Невской дельты.
Площадь собственно городской территории составляет 605,8 кв. км. (с пригородами — 1439 кв. км.).
Население Санкт-Петербурга составляет около 5 млн. человек.
Климат Санкт-Петербурга влажный, морской. На протяжении большей части года преобладают дни с облачной, пасмурной погодой, рассеяным освещением. Суммарный приток солнечной радиации здесь в 1,5 раза меньше чем на юге Украины, и вдвое меньше чем в в Средней Азии. За год в Санкт-Петербурге бывает в среднем 62 солнечных дня. Средняя температура июня составляет 17,8°, Средняя температура января составляет -7,7°.
Высокоширотным положением города объясняется явление белых ночей, которые наиболее ярки с 11 июня по 2 июля.
Санкт-Петербург — город федерального значения на северо-западе Российской Федерации, важнейший после Москвы экономический, промышленный, научный и культурный центр, крупный транспортный узел; административный центр Ленинградской области и Северо-Западного Федерального Округа и центр Санкт-Петербургской городской агломерации. Город-герой.
Прежние имена:
с 18 (31) августа 1914 по 26 января 1924 — Петроград;
с 26 января 1924 по 6 сентября 1991 — Ленинград
Санкт-Петербург считается одним из красивейших городов мира. Город, часто называемый северной столицей России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Переживший 11 императоров, десятки наводнений, революцию, трехлетнюю блокаду и экономическую реформу Петербург удивить даже самого искушенного туриста.
Санкт-Петербург делится на 18 районов:
Адмиралтейский
Василеостровский
Выборгский
Калининский
Кировский
Колпинский
Красногвардейский
Красносельский
Кронштадтский
Курортный
Московский
Невский
Петроградский
Петродворцовый
Приморский
Пушкинский
Фрунзенский
Центральный