В произведениях Лескова русский народ предстает перед нашим взором угнетенным, подавленным последними деяниями царя, на его творчество большое влияние оказал, так называемый, "антиалкогольный" бунт, пик которого пришелся на 1858-1859 года. События этих годов описаны в романе Лескова "На ножах", который был неоднозначно принят его коллегами и критиками. В этом романе Лесков открыто высмеивал нигилистов, царскую власть, которая открыто пыталась споить народ ради выгоды откупщиков - людей, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного.
Другим примером является опубликованный в 1872 году рассказ "Запечетленный ангел" повествовавший о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с идеями протестантизма. Этот рассказ показывает насколько народ бы подавлен нынешним положением дел в тогдашней России и насколько они были сломлены. Но, как повелось еще с древности, объединяющем фактором русского народа стала вера православие и протестантизм, вера в Бога, вера в Библию.
Как отмечал советский публицист Х.К. Двачов: "...Народ страдал, народ изнемогал от власти сей. Народ хотел перемен и изменений в лучшую сторону. Эти настроения прекрасно передал Лесков в своих рассказах, он буквально представлял интересы простого русского народа."
У творі "Гостина старої дами" розповідається історія Клари Цахнер, жінки, яка пройшла через багато травматичних подій у своєму житті. Вона стала багата після смерті свого колишнього коханця Альфреда Ілла. Ця ситуація приводить до зустрічі мешканців міста з Кларою, включаючи його мешканців, які колись дуже страждали через несправедливість.
Твір Ф. Дюрреманта показує, що реакція людей на травматичні події залежить від їхнього сприйняття та індивідуального погляду на світ. Клара Цахнер використовує своє багатство, щоб помститися та навести страх на мешканців міста, які колись ображали її. Вона бачить красу в своїй здатності контролювати інших людей та отримувати задоволення від помсти.
Проте, це не означає, що всі люди реагують на подібний іб. У книзі також згадується інший персонаж, Альфред Ілль, який після смерті ставає символом примирення та внутрішнього миру. Він відноситься до своїх травматичних досві