Рассказ «гамбринус», созданный александром в отрезок времени между двумя российскими революциями, стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой. перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка гамбринус на дерибасовской в одессе. яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан. идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. в философской мысли гениального французского ученого б. паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. это было подхвачено и перенесено в область . слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества. в рассказе «гамбринус» чуть более двадцати страниц. но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в российской империи того периода. волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии. чуть ли не с публицистической точностью александр описывает акты вандализма черносотенцев: «они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой». уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста. гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку сашки-скрипача. в этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «бред» и «обида». сочный и эмоциональный стиль, в котором выдержан «гамбринус» делает этот рассказ экспрессии, а все предметы и события, описанные , имеют форму законченности и образуют внутреннюю логическую связь между собой. в свое время лев толстой дал замечательную оценку творчеству . язык «гамбринуса» писатель назвал прекрасным, отметив его яркий тон, а м. горький планировал присвоить автору этого рассказа почетное звание певца революции. но после октябрьских событий в россии эмигрировал за границу и уже больше никогда не возвращался к революционной тематике в своих произведениях. выбери что подходит)
Цикл и. с. тургенева «записки охотника» посвящен описанию жизни простого народа, которое происходит от лица автора — заядлого охотника, дворянина по происхождению. этот цикл включает в себя несколько десятков небольших по объему рассказов, но мы познакомились только с несколькими из них. больше всего мне понравился рассказ «бирюк» , главным героем которого является лесник фома кузьмич, по прозвищу бирюк. мне кажется, что именно в нем автору удалось воплотить все черты истинного характера, бирюк — воплощение « духа» . с каким восхищением и гордостью автор описывает своего героя: «он был высокого роста, плечист и сложен на славу. из-под мокрой замашкой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы» . у бирюка было «мужественное лицо» и «небольшие карие глаза» , которые «смело глядели из-под сросшихся широких бровей» . автора поражает убогость избы лесника, которая состояла «из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без » , все здесь говорит о нищенском существовании — и «изорванный тулуп на стене» , и «груда тряпок в углу; два больших горшка, которые стояли возле » . тургенев сам подводит итог описания: «я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу» . все окрестные мужики боялись бирюка как огня, говорили, что он «силен и ловок как » , «вязанки хворосту не даст утащить» из леса, «в какую бы ни было пору.. нагрянет, как снег на голову» и не жди пощады. бирюк — «мастер своего дела» , которого ничем не возьмешь, «ни вином, ни деньгами» . бирюк беден и несчастлив, его жена «с прохожим мещанином сбежала» и оставила его одного с двумя детьми. тургенев удивительно точно сумел передать особенности национального характера в сцене с мужиком-вором, который спилил дерево в лесу. бирюк отпустил бедняка, потому что , он знает, что не из корысти, не ради наживы он пошел на это деяние, а от безысходности. это ключевая сцена в рассказе. описывая подневольный народ, обездоленный и угнетенный, тургенев особенно подчеркивает, что даже в таких условиях он смог сохранить свое сердце, свою живую душу, способность сопереживать и откликаться всем существом своим на добро и ласку. все это, по мнению автора, от заложенной в народе природной духовности, от стремления к истине, добру и красоте, которое проявляется у него и в условиях привычной и тяжелой жизни, зачастую невыносимо тяжкой и унизительной. даже эта жизнь не убивает в людях человечность — вот что является самым главным.
Или книгу, открытую на 14-ой странице.