Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку. - Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка. - Дай мне ягод - На, бабушка, - говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала: - Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать: - Раз, два, три,Горшочек, вари! и он начнет варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему: - Раз, два, три,Больше не вари! и он перестанет варить. бабушка, - сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери. Обрадовалась мать этому горшочку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова. Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит: - Раз, два, три,Горшочек, вари! Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек все варит и варит кашу. Как его остановить? Нужно было сказать: - Раз, два, три,Больше не вари! да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшочек варит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он все варит и варит.Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу - горячая каша рекой течет. Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула: - Раз, два, три,Больше не вари! И перестал горшочек варить кашу. А наварил он ее столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать.Только никто на это не жаловался. Очень уж вкусная и сладкая была каша.
«Гражина» . Тема любви к родине является основной и в поэме Мицкевича начала 20-х годов «Гражина» . Эпическая поэма «Гражина» , работать над которой Мицкевич начал в 1821 году, свидетельствует о глубоком интересе поэта к историческому его родины. В основу сюжета положен один из эпизодов борьбы литовского народа с немецкими крестоносцами. В центре поэмы — образ Гражины, отважной героини-литвинки. Всеми поступками Гражины руководит ее любовь к родине; долг перед отчизной она ставит выше своего личного счастья, своей любви. Образ Гражины противопоставлен в поэме образу князя Литавора, который, стремясь к личному благополучию, встает на путь предательства интересов своей родины и народа. Поэма открывается описанием старинного княжеского замка. Здесь живет князь Литавор, который ведет междоусобную борьбу с князем Витольдом. В этой борьбе Литавор решил опереться на тевтонских рыцарей — врагов своего народа и родины. Немецкие феодальные захватчики разжиганию междоусобной вражды между литовскими князьями, так как она была выгодна им. Договор Литавора с крестоносцами вызывает решительный протест со стороны советника князя Рымвида и его жены Гражины. Но никакие не действуют на Литавора; больше всего его волнует исход его личной распри с Витольдом. Тогда Гражина, облачившись в доспехи своего мужа, вместе с дружиной выступает против крестоносцев. Она умирает на поле боя, на руках Литавора, прибывшего слишком поздно к месту сражения. Потрясенный трагическими последствиями своих заблуждений, ошибочностью избранного им пути, князь Литавор кончает жизнь самосожжением на костре. Мицкевич сам подчеркнул фольклорную основу поэмы «Гражина» , закончив ее следующими словами:
Никого в Новогрудке не сыщется ныне, Кто бы песни тебе не пропел о Гражина, Повторяют ее дудари по старинке, А долина зовется Долиной литвинки.
Как отмечает автор, описанные в поэме события были источником народных поэтических легенд и преданий, повторяемых из поколения в поколение. «Гражина» во многом перекликается с романтическими Мицкевича («Свитезь» и другие) . Положив в основу своей поэмы события национально-исторического характера, Мицкевич придал им ярко выраженную романтическую окраску. Средневековый замок, окруженный таинственной мглой и лишь едва освещаемый светом луны, темные переходы, высокие валы — вот обстановка действия, описанием которой открывается поэма. В приподнято-романтическом тоне даны и описания героев. Прежде всего это относится к самой героине, отличающейся от всех окружающих красотой, отвагой, мужеством и необычной для женщины решительностью и силой:
Не только стан красавицы-княгини, Но и душа ее была под стать мужчине. Забыв о пяльцах и веретене, Она не раз, летя быстрее бури Верхом на жмудском боевом коне. Охотилась — в медвежьей жесткой шкуре И рысьей шапке — с мужем наравне.
Типично романтической является и композиция поэмы. Поэт описывает лишь самые значительные, узловые моменты действия, не стремясь к детально полному раскрытию связи между ними. Элемент тайны, недосказанности присутствует на всем протяжении развития действия. И лишь в конце, в эпилоге, все события получают полное разъяснение. Такое построение поэмы придает ей и занимательность, и драматизм. В польской литературе поэма Мицкевича «Гражина» положила начало жанру романтической поэмы, разрабатывающей национально-историческую тематику.