Финал заключается в том, что Александр Чацкий уезжает из Москвы. Грибоедов дает понять читателю, что время Чацкого еще не пришло, что он лишний в этом доме, в этом обществе, он должен идти вперед, иначе его затянет с головой, и он сделается "отсталым" человеком. Грибоедов хотел показать глупость высшего света, его ничтожность, порочность. Чацкий был контрастром. Члены Фамусовского общества не приняли действительного умного человека, они не понимали и высмеевали его. Они поверили в сумасшедствие Чацкого, потому что Александр мыслил по-другому. Им было тяжело его понять. Да и сплетни среди глупых и назойливых людей усваивались за очень короткое время.
Самсон Вырин несчастен. Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного счастья, несмотря на заверения Минского в том, что он не покинет Дуню и выполнит свой долг перед ней. Заверяя Вырина: «: не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово», - Минский сдержал свое обещание. Заключительный эпизод повести - рассказ мальчика о посещении Дуней могилы отца - неоспоримое свидетельство об этом: »
Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия: «Вырин слишком много вложил в свою любовь к дочери. Теперь эта любовь предана. Дуня ушла от него, ушла по своей воле. Она не бросилась к нему, когда он разыскивал ее, но ужаснулась, дала его вытолкнуть, не вернула его. И теперь эти кинутые в оплату позора бумажки, и оскорбления Минского, и неприкаянность одинокой жизни - все это сплетается в одно с оскорбленной любовью, обмануто доверие, - и вот начинается своего рода «тихий бунт» смирного человека. Вырин уже не может зажить прежней жизни. Он должен спиться и погибнуть. Жизнь потеряла для него смысл и вкус».