«История одного города» — одно из центральных произведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869— 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Основными средствами сатирического обличения действительности в произведении являются гротеск и гипербола. В жанровом отношении оно стилизовано под историческую хронику. Образ автора-повествователя назван в нем «последним архивариусом-летописцем».После названия имеется приписка: «По подлинным документам издал М.Е. Салтыков /Щедрин/». Она тоже призвана создать иллюзию достоверности.В предисловии «От издателя» автор рассказывает о найденном в городском архиве «Глуповском Летописце», содержанием которого являлось однообразное описание биографии градоначальников, хозяйственных дел мероприятий.С тонкой иронией пишет М.Е. Салтыков-Щедрин о том, как меняются лики этих градоначальников с изменением той или иной исторической эпохи: «Так, например, градоначальники времен Бирона отличаются безрассудством, градоначальники времен Потемкина — распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского — неизвестным происхождением и рыцарской отвагою. Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтоб обыватели во всем положились на их от- 100 вагу». Таким образом, с самого начала выстраивается и подчеркивается иерархия: высшие сферы — местное управление — обыватели. На их судьбах зеркальным образом отображается то, что происходит во властных областях: «в первом случае, обыватели трепетали бессознательно, во втором — трепетали с сознанием собственной пользы, в третьем — возвышались до трепета, исполненного доверия».Автор подчеркивает, что внешность летописца является самой настоящей, что не позволяет ни на минуту усомниться в его подлинности. М.Е. Салтыков-Щедрин четко указывает границы рассматриваемого периода: с 1931 по 1825 год. Произведение включает в себя «Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца». Для придания документального характера этому фрагменту повествования автор помещает после названия сноску о том, что обращение передается в точности, словами самого летописца. Издатель позволил себе лишь орфографическую правку текста, чтобы отредактировать отдельные вольности в написании слов. Обращение начинается разговором с читателем о том, найдутся ли в истории нашей страны достойные правители и начальники: «Ужели во всякой стране найдутся и Нероны преславные, и Калигулы, доблестью сияющие, и только у себя мы таковых не обрящем?» Всезнающий издатель дополняет эту цитату отсылкой к стихотворению Г.Р. Державина: «Калигула! Твой конь в сенате Не мог сиять, сияя в злате: Сияют добрые дела!» Это дополнение ставит собой цель подчеркнуть ценностную шкалу: сияет не злато, а добрые дела. Злато в данном случае выступает символом стяжательства, а добрые дела провозглашаются истинной ценностью мира.
Недавно мы прочитали произведение александра ивановича «куст сирени». главная героиня этого произведенеия – это вера алмазова. она была женой молодого небогатого офицера, николая евграфовича алмазова. верочка была для него главной поддержкой и опорой. но счастива ли вера алмазова? задавая этот вопрос, нужно задуматься о том, что такое счастье. счастье – это светлое чувство. я думаю, что настоящее счастье связано с близкими нам людьми. многие думают, что они счастливы, потому что чем-либо. но это не настоящее счастье. а истинное счастье заключается во взаимопонимании людей. они готовы вместе идти по жизни и вместе преодолевать все жизненные трудности, быть верными друг другу и искренними. но всего этого не возможно добиться без любви. именно любовь заставляет нас идти на отчаянные подвиги и не жалеть ничего ради своей второй половины. а любовь – это тоже счастье. вера обладает всем этим. у неё есть любящий муж, он ценит её и уважает. и она его любит и ничего для него не жалеет. любви и взаимопониманию верочка и николай вместе решили свою проблему. исходя из всего этого, остаётся смело сказать, что вера алмазова всё-таки была по-настоящему счастлива.
Бабушка, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная» , с первой встречи привлекла мальчика к себе. он сразу потянулся к этой доброй женщине. на алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление. как рассказывает о себе, маленьком, горький: «до нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить.. и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему» . бабушка — добрая и ласковая — всегда и посочувствует. « певуче говорила: — господи, господи! как хорошо все! нет, вы глядите, как хорошо-то все! это был крик ее сердца, лозунг всей жизни» . мастер, григорий, так отзывался о ней: « неправду не любит, не понимает. она вроде » . и алеша был согласен с такой точкой зрения. бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь. еще один важный человек в жизни героя — иван по прозвищу цыганок. цыганок — подмастерье в доме алешиного деда. это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. первое знакомство с ним как с человеком произошло у алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь. цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость» , начал подставлять свою руку под прут. цыганок признается в том, что он «жуликоватый» . в восприятии алеши цыганок ассоциировался с героями народных сказок: «я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про ивана-царевича, про иванушку-дурачка» . от бабушки алеша узнал, что цыганок — «подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке» . цыганок и впрямь был жуликоватый. он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. ему это было интересно, да и со стороны алешиного деда он не встречал порицания. только бабушка алешина говорила, что цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить. цыганок погиб, его задавило крестом. бабушка и цыганок были алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. эти два человека ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. и еще об одном человеке, сыгравшем роль в формировании алеши как личности, хотелось бы рассказать. с человеком по прозвищу хорошее дело алеша познакомился, когда дед продал старый дом и купил другой. в доме было множество людей, но мальчика больше всего заинтересовал хорошее дело. этот человек свое прозвище получил за привычку всегда, когда его приглашали пить чай или обедать, говорить: «хорошее дело» . в комнате хорошего дела было множество книг и бутылок с разноцветными жидкостями. «с утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками.. плавил свинец, паял какие-то медные » . хорошее дело был странным человеком. в доме его не любили, звали колдуном и чернокнижником. но алешу этот человек интересовал. хорошее дело занимался опытами, был умен "и невероятно одинок. странная дружба завязалась между мальчиком и хорошим делом. хорошее дело давал алеше советы: «настоящая сила — в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней» . вскоре дед алеши выгнал хорошее дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку. главный герой так говорил о дружбе с хорошим делом: «так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, — лучших людей ее» . итак, тому, что помимо злых, алчных и несчастных людей, закосневших в предрассудках, алеша видел и добрых, умных, любящих, он смог стать человеком с большой буквы.