базаров как трагический герой (по роману и. с. тургенева «отцы и дети»)
героем эпохи 60-х годов xix века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. таков евгений базаров. писатель серьезен в оценке своего героя. судьбу и характер базарова он представил в истинно драматических тонах. тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.
я считаю евгения базарова самым романтическим из всех героев. его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. на протяжении всего романа он спорит с павлом петровичем кирсановым на самые различные темы. но о чем бы они ни говорили — об искусстве ли или о славянофильстве, — мне почему-то кажется, что он спорит не с кирсановым, а с самим собой. он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, ' против которых он восстает.
есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства кирсановых и им подобных. базаров — труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.
однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии,, искусстве, природе и о любви. он заявляет: «порядочный в двадцать раз полезнее всякого поэта». рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». любоваться красотой природы он не склонен: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». что же он говорит о любви? «а все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец». столь же удивительно и другое его высказывание: «и что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? мы, , знаем, какие это отношения. ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? это все романтизм, чепуха, гниль, художество». слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. а между тем полугодовалый ребенок фенечки легко идет к нему на руки, и базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и базаров один из них. он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать згу любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к аркадию. лишь с одним чувством он так и не смог совладать. оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и . он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью — явным опровержением всех его искусственных теорий. признаться в любви такой женщине, как анна сергеевна одинцова, может только отчаянный . романтик. зная характер этой , понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце. он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего вздоха.
перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься — тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. он просит одинцову утешить родителей: «ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не »
тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. базаров — мятежная, страстная и сильная личность. даже на краю могилы он ни на минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. последние слова базарова наполнены истинным драматизмом: «я нужен нет, видно не нужен. да и кто нужен? » трагичность судьбы базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель, пачи чаяния она все-таки стоит в преддверии будущего». и хочется верить в то, что когда-нибудь россии будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.
Хлестаков имеет маленький чин, «елистратишка простой». Он недоволен своей жизнью, но глупость не позволяет ему попытаться изменить жизнь. Хлестакову кажется, что представься лишь случай, и все изменится само по себе. Его и характер соответствует его положению. Хлестаков – «пустейший» человек, «без царя в голове» и не думает о последствиях своих слов и мыслей. Он не хитрый, а наоборот очень легкомысленный. Внешность Хлестакова тоже соответствует его характеру. Он тратит последние деньги на модную прическу и партикулярное платье. Жизненная цель Хлестакова – это развлечения, на которые потратил все деньги. Он сочиняет небылицы про свою жизнь в Петербурге. У Хлестакова «легкость необыкновенная в мыслях», он и сам говорил: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Хлестаков – это центральный герой комедии. Его образ очень важен для раскрытия внутренней сущности чиновников. Они привыкли к тому, что в городе они главные. Когда появился Хлестаков, которого они приняли за ревизора, их поведение резко сменилось. В присутствии «ревизора» чиновники показывают небывалую любезность, все приходит в движение, и тем самым показывает их настоящий мир, где, чтобы не заметили равнодушного отношения к своим обязанностям нужно только дать взятку. Поэтому отношение к Хлестакову тоже меняется. Во втором действии городничий приходит в гостиницу к Хлестакову. Городничий боится «ревизора», а Хлестаков уверен в том, что за ним пришли, чтобы забрать в тюрьму. В разговоре они не слышат друг друга, и каждый думает и говорит о своем. Городничий испытывает большой страх перед Хлестаковым и не знает, как дать взятку, но Хлестаков сам попросил деньги в долг. После того, как городничий дал взятку, он почувствовал большое облегчение, если ревизор сам просит деньги, значит бояться нечего.
Хлестаков – наивный и даже наглый человек, он не стесняется брать в долг у почти незнакомых людей, а у Бобчинского и Добчинского практически выпрашивает.
Подробнее - на -
Жить и верить - это замечательно!