1) Доля Олівера Твіста насичена пригодами і незгодами. Олівер - сирота, він дивом вижив і одразу ж потрапив на ферму місс Ман, а згодом до робітного дому, де умови життя були дуже скрутними. За "провину" його віддали на навчання до трунаря, від якого Олівер втік через знущання Ноя. Крокуючи до міста він зустрів хлопчика - розбійника, який втягнув його до притону Ферджина. Незабаром Олівера звинуватили в спробі вкраси хустку в поважного джентельмена. Але його виправдали і до Його благодійник піклувався про нього, але злочинці викрали його. Незабаром, він примусова допомагає скоїти крадіжку, під час якої отримує рану. Згодом, завойовує любов місс та місіс Мейлі. З до яких встановлює справедливість.
Автор винагородив його за терпіння, бо в кінці твору він отримє друзів, люблячу його тітку, та стає спадкоємцем свого батька.
2) Містер Бамбл - жорстокий, черствий, корисливий чоловік. Він не любив Олівера. Той здавався йому вмістилищем всіх земних пороків. Людиною він був малоприємною і несимпатичною. Був надто пихатим, але шлюб підрізав крила його гордості і пихатості. Після одруження перетворюється з "володаря власного життя" і "жорстокого і справедливого" бідла на чоловіка "під каблуком".
3)Особливість Олівера Твіста полягає в тому, що попри всі перепетії життя і скрутні хвилини він залишився чистим і добрим хлопчиком. На нього не вплинули ні жорстокість людей, які його оточували, ні знущанння, ні вплив грабіжників, ні життєві умови. Він залишився чистим наче янгол. Ми повинні вчитись у Олівера цьому не тліючому вогнику, який горів в його душі і вивів його з темряви в світло.
1. Загадочная личность Мцыри.
Одной из вершин творчества Лермонтова является поэма "Мцыри". Главный герой её – ребёнок, привезённый одним генералом в монастырь – личность очень загадочная и интересная.
2. Душа, рвущаяся на волю.
Монастырь становится тюрьмой для Мцыри, душными кажутся кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам он - рабом и узником. Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы" – это порыв к свободе. Короткие дни побега - для него воля. Только вне монастыря он жил. Только эти дни он называет блаженством. Он истинно любит отчизну, и поэтому хочет сражаться за её свободу. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог и битв". Он убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последних удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой (кроме короткой схватки с барсом), но всей душой он - воин. Трагическое одиночество в монастыре закалило его волю. Не случайно и то, что он бежал оттуда в грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. «О, я как брат Обняться с бурей был бы рад!»
3. Возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий.
Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Ему не страшно было умереть, потому что он знал; возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Тяжёлый ход схватки и её конец, страшный для обоих бойцов говорят о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и его патриотизма. Даже уговоры старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность променял" на несколько минут жизни среди близких.
4. «Две жизни за одну».
Мцыри прожил «две жизни за одну». Первую, короткую, но наиболее близкую его сердцу, на воле, а вторую, длинную и тяжёлую – в плену. Две этих жизни Лермонтов как бы противопоставляет в сюжете поэмы. Жизнь на свободе – это исповедь, в которой много красочных эпитетов, подчёркивающих образы огня, пламенности, а плен – это остальная часть поэмы – вступление, наполненное точной и скупой речью ("Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал…").
5. «Что за огненная душа!»
Белинский говорил: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Действительно, мы видим, что жажда свободы, патриотизм и борьба за справедливость – вот черты самого Лермонтова, жившего под давлением цензуры.