Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения. Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям. От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него». Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
В рассказе И. С. Тургенева"Хорь и Калиныч" говорится о том как отличаются люди живущие в разных регионах России. Мужик из Орловской губернии, проживает в осиновой избе, не умеет торговать, ходит в лаптях, а мужик из Калужской губернии живет в просторной избе, умеющий торговать, в пригожих сапогах ходит. Дальше автор знакомится с Калужским помещиком - Полутыкиным, гостеприимным хозяином, который пригласил его в гости. Так как до его поместья путь неблизкий, он ему предлагает зайти к одному из его мужиков-Хорю. но хозяина не застают дома и уезжают. За ужином, гость узнает, что у Хоря сгорел дом, и он попросился на выселки платя при этом хороший оброк. На второй день автор вместе с Полутыкиным идут на охоту, прихватив с собой одного из мужиков-Калиныча. К полудню, Калиныч приводит их к себе на пасеку, угостить медом. Калиныч отличавшийся своей добротой и щедростью тем не менее не справлялся с хозяйственными делами. На другой день, автор оставшись один, идет на охоту и возвращаясь, заходит к Хорю. Туда же приходит Калиныч, неся в руках землянику для друга. Автор был удивлен, узнав что они друзья. Калиныч очень отличался от Хоря. Хорь умел пользоваться своей практичностью и умел устроить свою жизнь, Калиныч напротив, оказался очень романтичным и тянулся к природе. Хоря это забавляло, но он дорожил своим другом и его познаниями в пчеловодстве и охоте. Эти двое друзей очень гармонично дополняли характеры друг друга. Автор с сожалением покидал их и эти красивые места.
В рассказе говорится о том как отличаются люди живущие в разных регионах России.Мужик из Орловской губернии ,проживает в осиновой избе,не умеет торговать,ходит в лаптях,а мужик из Калужской губернии живет в просторной избе,умеющий торговать,в пригожих сапогах ходит.Дальше автор знакомится с Калужским помещиком — Полутыкиным, гостеприимным хозяином,который пригласил его в гости.Так как до его поместья путь неблизкий,он ему предлагает зайти к одному из его мужиков-Хорю.но хозяина не застают дома и уезжают.За ужином,гость узнает,что у Хоря сгорел дом,и он попросился на выселки платя при этом хороший оброк.На второй день автор вместе с Полутыкиным идут на охоту,прихватив с собой одного из мужиков-Калиныча.К полудню,Калиныч приводит их к себе на пасеку,угостить медом.Калиныч отличавшийся своей добротой и щедростью тем не менее не справлялся с хозяйственными делами.На другой день,автор оставшись один,идет на охоту и возвращаясь,заходит к Хорю.Туда же приходит Калиныч,неся в руках землянику для друга.Автор был удивлен,узнав что они друзья.Калиныч очень отличался от Хоря.Хорь умел пользоваться своей практичностью и умел устроить свою жизнь,Калиныч напротив,оказался очень романтичным и тянулся к природе.Хоря это забавляло,но он дорожил своим другом и его познаниями в пчеловодстве и охоте.Эти двое друзей очень гармонично дополняли характеры друг друга.Автор с сожалением покидал их и эти красивые места.