У Настасьи умер муж, Степан, от которого ей досталась красивая шкатулка. В шкатулке было много драгоценных камней и разных украшений, в которых чувствовалась рука настоящих мастеров.
Многие купцы уговаривали вдову продать им шкатулку, но Настасья и ее дочь Танюшка были против продажи малахитовой шкатулки.
Но случилось несчастье, был сильный пожар, дом сгорел, и женщинам пришлось продать шкатулку. Так украшения Степана попали в руки богатого барина, который, увидев Танюшку, влюбился в нее и решил взять ее в жены.
Но девушка сказала, что выйдет замуж только после того, как увидит настоящую царицу. А барин уже всем рассказал про свою красавицу и рукодельницу невесту, и царица пригласила Танюшку на приём знатных гостей.
Барин вышел встретить уральскую красавицу, но когда увидел ее в простой скромной шубейке, испугался ее нищеты и спрятался. Девушка всё поняла, скинула шубейку и, войдя в колонну в шикарном малахитовой платье, исчезла. Вместе с ней исчезли все драгоценные камни и богатые украшения из малахитовой шкатулки.
Феврония - главная героиня "Повести". Ее личные достоинства: благородство, кроткость, ум, благодоря которым она самостоятельно и с честью выходит из различных жизненных конфликтов. В первой части "Повести" Феврония не учавствует в действии. Сюжет второй части можно сопоставить с сюжетом сказки о мудрой деве. В «Повести» речь идет о состязании не только в сообразительности, но и в благородстве: Феврония держит свое слово и исцеляет князя, а тот нарушает своё обещание, заранее решив обмануть дочь древолаза. Желая откупиться от Февронии, князь Петр посылает ей дары, но Феврония отвергает их. После этого следуют повторная болезнь Петра и его полное исцеление. Таким образом, высокомерие Петра оказывается побежденным кротостью и благородством Февронии. Феврония лечит Петра специальной мазью т. е. она не только мудра, но и обнаруживает знахарские знания и Когда герои умирают, Феврония опять делает правильный выбор, теперь уже между богоугодным делом (вышивание воздуха) и любовью к мужу (Феврония держит свое обещание умереть в одно время с Петром). Правильность выбора подтверждается чудом: тела князя и княгини оказывались по воле Бога в одном гробу вопреки стараниям людей, которые пытались похоронить их по отдельности.