Нам не понять никогда того, что было после войны. Только и остаётся, что непопулярные фильмы и один спектакль-легенда, который не сходит со сцены МДТ вот уже 25 лет. В додинских «Братьях и сёстрах» сказано о многом. В фильме Евгения Ташкова «Уроки французского» - о детстве, о хлебе и молоке. Мы должны знать нашу историю, должны знать, как жили люди после войны (ведь они до сих пор – наши современники). Ташков вслед за Распутиным рассказывает историю добросердечия. Готов ли сейчас учитель ребенка? Ведь есть дети, которых надо жалеть. Я таких учителей, к сожалению, почти не встречал. Вот бы «Уроки французского» показывать в педагогических вузах…Два идеальных попадания в роли – 12-летний детдомовец Миша Егоров, как это часто бывает у детей, переигрывает многих профессиональных актёров. В роли учительницы – Евгения Ташкова. Даже не удивился, когда прочёл её воспоминания: «По ходу сюжета нам нужно было играть на деньги, я не умела этого делать, как, впрочем, и Миша. Ну вы знаете, дети быстро учатся. Мы вживую играли в самой картине, как получалось, так и снимали. Невозможно было предугадать, куда полетит монетка. Иногда потихонечку бьешь, а она летит Бог знает куда...»Это замечательно! Это видно в фильме, как они играют по-настоящему, как они смотрят друг на друга, какими настоящими глазами. Тут впору похвалить и сумевшего передать эту естественность оператора Владимира Нахабцева, снявшего, кстати, «Служебный роман», «Гараж» и многие другие наши шедевры. Жаль только, что фильм «Уроки французского» не так популярен. Интересно, читают ли еще этот рассказ в школе?
Твета. — Том! Нет ответа. — Удивительно, куда мог деваться этот мальчишка! Том, где ты? Это старенькая тетя Полли зовет оставшегося на ее попечении озорника Тома. Проказник в это время в чулане поедает варенье. Тетя уже собралась отстегать его за это прутом, но мальчишка отвлек ее внимание, перемахнул через забор и удрал. Тетя любит и даже балует сына своей покойной сестры, однако церковь говорит ей: «Кто жалеет розги — тот губит ребенка» . Тома надо наказать — заставить в праздник работать. А то ведь совсем распустится! Том в школу не ходил, а весело провел время, купаясь. Его выдает сводный младший брат Сид — послушный мальчик, ябеда и тихоня. Том убегает и бродит по городку до самого вечера, с удовольствием задираясь с другими мальчишками. На следующее утро тетя все-таки изловила Тома и заставила его белить почти тридцатиметровый высокий забор. Изобретательный мальчишка пытается уговорить сделать эту работу маленького раба — чернокожего Джима, но тот очень боится «старой миссис» . Внезапно Тому пришла в голову блестящая мысль: он притворился, что для него белить забор — одно удовольствие. Окрестные мальчишки подходили подразнить и его и. . .выкупали право побелить хоть немного за ребячьи сокровища: алебастровые шарики, пищалки, недоеденные яблоки. . .И даже дохлую крысу с привязанной к ней веревкой, чтобы было удобнее вертеть.
И вот однажды в одно воскресное утро, когда нужно было идти в церковь, тому пришла в башку идея на 100 долларов. Он притворился, что заболел, дескать брюхо болит--объелся вчера яблок с соседнего сада. Ладно, тётка ушла одна, а Том, забравшись на чердак, достал старую книгу про морские путешествия и жадно стал вчитываться в удивительные приключения морских пиратов. На ум тут же пришло в голову соорудить плот, на котором он мог бы оправиться в плавание со своим другом Геком. Он спустился с чердака и пошёл искать Гека, который весь день проводил на базаре, ковыряясь в придорожных канавах в поисках оброненных центов или таская за хвосты кошек и сцобак. Не один день они проводили за постройкой своего плота, а когда он был готов, стали запасать продукты: Том исхитрился утащить у тётки 3 банки варенья, кусок сала, два калача хлеба, круг домашней колбасы и одно яблоко. Гек пришёл на встречу с дохлой крысой, с полумёртвой кысой и тремя лапками от заколотой курицы. Не долго думаю, они натянули парус, сшитый суровыми нитками из старых тёткиных панталон, оттолкнулись от берега шестом и отправились покорять дальние страны, не забыв при этом, водрузить флаг с черепом и костями на топ мачты. Воображение рисовало им удивительные приключения в Южной Америке, бычачьи бои, петушачьи и тараканьи бега.