Солженицын характеризует Матренин нрав в два этапа. Сначала читатель вместе с рассказчиком видит лишь обыденное существование одинокой старухи, которая живет на краю деревни. Изба Матрены давным-давно нуждается в ремонте, но еще добротна и тепла. Как с юмором сообщает рассказчик, кроме него и Матрены, «жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы». Какая-то заброшенность двора Матрены указывается тем, что в ее избе нет радио. Авторский герой, который ищет после лагеря тишины, рад этому. Он месяц за месяцем проживает у Матрены, но видит по-старому только внешнюю сторону ее жизни.
Небольшой огород, где Матрена сажает картофель, сохраняет ей жизнь и не дает умереть с голоду. Хотя всю жизнь Матрена и проработала в колхозе, но в результате осталась без пенсии. Это случилось из-за того, что муж Матрены пропал без вести на войне и у нее отсутствуют необходимые документов об утере кормильца.
Старуха не может отказать никому. Этим пользуются все, начиная от родных и соседей, и заканчивая бесцеремонной женой председателя, которая привлекает одинокую старуху к различным колхозным работам. За свой труд старуха никогда не берет денег, даже стыдится таких предложений. Все люди в селе насмешливо относятся к старой женщине. Проживает Матрена с приемной дочкой. Родные дети Матрены умерли еще в младенчестве.
Матрена, по словам писателя, такой же человек, как и все, со своим трудным В ее жизни были и любовь, и разлука, и ревность. Жених Матрены Фаддей пропал после первой мировой на продолжительных три года. Не дождалась Матрена его и вышла замуж за брата жениха - Ефима. Фаддей вернулся с войны, но не наказал ни Матрену, ни Ефима. Отношения между Матреной и мужем нельзя назвать сладкими. Ефим изменял и относился к Матрене не любя. Затем Ефим пропал без вести на войне, а может быть и сам удрал за границу. Фаддей нашел невесту с именем Матрена, женился, но тоже не был счастлив. Дочь Фаддея - Кира, живет сейчас с бездетной Матреной. Одинокая, больная старуха, по словам автора, представляет собой интересного, много испытавшего человека.
И тут следует трагический финал. Матрена погибает под колесами поезда. В этой, на первый взгляд, случайной смерти автор видит символический смысл. Фаддей уговорил Матрену отдать завещанную Кире часть избы при жизни. При транспортировке бревен Фаддей с трактористом из-за скупости прицепил сразу двое саней, одни из которых застряли на рельсах. Матрена кинулась, как она обычно делала мужикам, и здесь налетел поезд. Знак городской цивилизации врезался в избу - символ сельской жизни. Умирает Матрена, и с ней уходит из жизни какое-то изумительное душевное тепло, которого нет в прочих жителях деревни. Они даже на поминках волнуются, как бы не попало в посторонние руки Матренино добро.
Только после гибели старухи автор понимает, каким человеком она была: «Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».
Старуха, в отличие от односельчан, понимала слово «добро» как доброе чувство, а не как нажитые вещи. Первоначально Солженицын хотел назвать рассказ «Не стоит село без праведника». Автор сумел разглядеть в потешной и жалкой, по мнению окружающих, старухе праведницу.
Жизнь старухи нельзя назвать легкой, так как в ней встречается множество обид и несправедливостей. Но этот человек всегда остается добрым и светлым.
Такие праведники нужны и в нашей жизни т.к. без них наше общество просто рухнет из-за обилия злобы и корысти
Васютка родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. к 13 он уже многое знал и умел, так как отец брал его на промысел. когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные , лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал васютка. когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. васютка убедился в мудрости законов и в необходимости соблюдать их, когда заблудился. ему было страшно одному в тайге. ему смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. а главное - желание выжить во что бы то ни стало. "тайга хлипких не любит, "-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к енисею. все потом удивлялись, как ему удалось победить тайгу, васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка. озеро, названное васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.
События происходят в селе на берегу енисея. бабушка пообещала внуку, что если он наберет в лесу туесок земляники, то она продаст ее в городе и купит ему пряник — белого коня с розовыми гривой и хвостом. владельцу такого пряника от детей почет и уважение. рассказывает мальчик о «левонтьевских» — детях соседа-лесозаготовщика. для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые свои ягоды и его «в жадности» . но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. и мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее . мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. и она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой. но потом возвратиться все-таки приходится. как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «бери, бери, чего смотришь? глядишь, зато еще когда обманешь бабушку.. » и действительно, автор говорит: «сколько лет с тех пор прошло! сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
Небольшой огород, где Матрена сажает картофель, сохраняет ей жизнь и не дает умереть с голоду. Хотя всю жизнь Матрена и проработала в колхозе, но в результате осталась без пенсии. Это случилось из-за того, что муж Матрены пропал без вести на войне и у нее отсутствуют необходимые документов об утере кормильца.
Старуха не может отказать никому. Этим пользуются все, начиная от родных и соседей, и заканчивая бесцеремонной женой председателя, которая привлекает одинокую старуху к различным колхозным работам. За свой труд старуха никогда не берет денег, даже стыдится таких предложений. Все люди в селе насмешливо относятся к старой женщине. Проживает Матрена с приемной дочкой. Родные дети Матрены умерли еще в младенчестве.
Матрена, по словам писателя, такой же человек, как и все, со своим трудным В ее жизни были и любовь, и разлука, и ревность. Жених Матрены Фаддей пропал после первой мировой на продолжительных три года. Не дождалась Матрена его и вышла замуж за брата жениха - Ефима. Фаддей вернулся с войны, но не наказал ни Матрену, ни Ефима. Отношения между Матреной и мужем нельзя назвать сладкими. Ефим изменял и относился к Матрене не любя. Затем Ефим пропал без вести на войне, а может быть и сам удрал за границу. Фаддей нашел невесту с именем Матрена, женился, но тоже не был счастлив. Дочь Фаддея - Кира, живет сейчас с бездетной Матреной. Одинокая, больная старуха, по словам автора, представляет собой интересного, много испытавшего человека.
И тут следует трагический финал. Матрена погибает под колесами поезда. В этой, на первый взгляд, случайной смерти автор видит символический смысл. Фаддей уговорил Матрену отдать завещанную Кире часть избы при жизни. При транспортировке бревен Фаддей с трактористом из-за скупости прицепил сразу двое саней, одни из которых застряли на рельсах. Матрена кинулась, как она обычно делала мужикам, и здесь налетел поезд. Знак городской цивилизации врезался в избу - символ сельской жизни. Умирает Матрена, и с ней уходит из жизни какое-то изумительное душевное тепло, которого нет в прочих жителях деревни. Они даже на поминках волнуются, как бы не попало в посторонние руки Матренино добро.
Только после гибели старухи автор понимает, каким человеком она была: «Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».
Старуха, в отличие от односельчан, понимала слово «добро» как доброе чувство, а не как нажитые вещи. Первоначально Солженицын хотел назвать рассказ «Не стоит село без праведника». Автор сумел разглядеть в потешной и жалкой, по мнению окружающих, старухе праведницу.
Жизнь старухи нельзя назвать легкой, так как в ней встречается множество обид и несправедливостей. Но этот человек всегда остается добрым и светлым.
Такие праведники нужны и в нашей жизни т.к. без них наше общество просто рухнет из-за обилия злобы и корысти