Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучи-тельную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горь-кий создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и непод-вижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по ве-черам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным ка-жется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным челове-ком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправед-ливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем люб-ви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом вели-кой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образ се-бялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба молоды, силь-ны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвер-жен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящему бессмертен.Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Ста-руха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее личный эгоизм, жизнь для любимого человека и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот финал ее жизни: перед нами высохшая бесплот-ная старуха с черными провалами глазниц, но с красной тряпицей на голове – символом пламенного преклонения перед такими героями, как Данко.В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение («…великаны-деревья… гуде-ли сердитые песни», «…болото… разевало свою жадную гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздуш-ные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, рито-рических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает на-пряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говоря-щие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление: здесь не только ясный и красивый язык, не только интересный, захватывающий сюжет, но и глубина философской мысли, глубина обобщения. Не сомнева-юсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.
Глава i. 1. "вопиющее дело". 2. "страшная перспектива голода и холода". глава ii. 3. "в суде ей решение вышло". 4. "он никому не платит". глава iii. 5. "закон судит иначе". 6. "старушка ни на каких высотах ничего не добилась". 7. "называйте меня иван иваныч". 8. "я всегда берусь за дела только за невозможные". глава iv. 9. "завтра он несомненно улизнёт". 10. " уже решилась ему довериться". глава v. 11. "сербский сражатель". 12. "стала съезжаться к поезду публика". 13. "три раза по лицу ударил". 14. "сербского воителя арестовали и побитого тоже". 15. "правда восторжествовала".
Впехотной роте — новый парень, василий тёркин. он воюет уже второй раз на своём веку (первая война — финская). василий за словом в карман не лезет, едок хороший. в общем, «парень хоть куда». тёркин вспоминает, как он в отряде из десяти человек при отступлении пробирался с западной, «» стороны к востоку, к фронту. по пути была родная деревня командира, и отряд зашёл к нему домой. жена накормила бойцов, уложила спать. наутро солдаты ушли, оставляя деревню в плену. тёркин хотел бы на обратном пути зайти в эту избу, чтобы поклониться «доброй женщине простой».идёт переправа через реку. взводы погружаются на понтоны. вражеский огонь срывает переправу, но первый взвод успел перебраться на правый берег. те, кто остался на левом, ждут рассвета, не знают, как быть дальше. с правого берега приплывает тёркин (вода зимняя, ледяная). он сообщает, что первый взвод в силах обеспечить переправу, если его поддержат огнём. тёркин налаживает связь. рядом разрывается снаряд. увидев «погребушку», тёркин занимает её. там, в засаде, поджидает врага. убивает офицера, но тот успевает его ранить. по «погребушке» начинают бить наши. а тёркина обнаруживают танкисты и везут в тёркин в шутку рассуждает о том, что хорошо бы получить медаль и прийти с нею после войны на гулянку в сельсовет. выйдя из госпиталя, тёркин догоняет свою роту. его подвозят на грузовике. впереди — остановившаяся колонна транспорта. мороз. а гармонь только одна — у танкистов. она принадлежала их погибшему командиру. танкисты гармонь тёркину. он играет сначала грустную мелодию, потом весёлую, и начинается пляска. танкисты вспоминают, что это они доставили раненого тёркина в медсанбат, и дарят ему гармонь. в избе — дед (старый солдат) и бабка. к ним заходит тёркин. он чинит старикам пилу, часы. догадывается, что у бабки есть спрятанное бабка угощает тёркина. а дед спрашивает: «побьём ли немца? » тёркин отвечает, уже уходя, с порога: «побьём, отец». боец-бородач потерял кисет. тёркин вспоминает, что когда он был ранен, то потерял шапку, а девчонка-медсестра дала ему свою. эту шапку он бережёт до сих пор. тёркин дарит бородачу свой кисет, объясняет: на войне можно потерять что угодно (даже жизнь и семью), но не россию. тёркин врукопашную сражается с немцем. побеждает. возвращается из разведки, ведёт с собой «языка». на фронте — весна. жужжание майского жука сменяется гулом бомбардировщика. солдаты лежат ничком. только тёркин встаёт, палит в самолёт из винтовки и сбивает его. тёркину орден. тёркин вспоминает, как в госпитале встретил мальчишку, который уже успел стать героем. тот с гордостью подчеркнул, что он из-под тамбова. и родная смоленщина показалась тёркину «сиротинушкой». поэтому он и хотел стать героем. генерал отпускает тёркина на неделю домой. но деревня его ещё у и генерал советует с отпуском обождать: «нам с тобою по пути». бой в болоте за маленькую деревню борки, от которой ничего и не осталось. тёркин подбадривает товарищей. тёркина на неделю отправляют отдохнуть. это «рай» — хата, где можно есть четыре раза в день и спать сколько угодно, на кровати, в постели. на исходе первых суток тёркин ловит попутный грузовик и едет в свою родную роту. под огнём взвод идёт брать село. ведёт всех «щеголеватый» лейтенант. его убивают. тогда тёркин понимает, что «вести его черёд». село взято. а сам тёркин тяжело ранен. тёркин лежит на снегу. смерть уговаривает его покориться ей. но василий не соглашается. его находят люди из похоронной команды, несут в санбат. после госпиталя тёркин возвращается в свою роту, а там уже все по-другому, народ иной. появился новый тёркин. только не василий, а иван. спорят кто же настоящий тёркин? уже готовы уступить друг другу эту честь. но старшина объявляет, что каждой роте «будет придан тёркин свой». село, где тёркин чинил пилу и часы, — под немцами. часы отнял у деда с бабкой. через село пролегла линия фронта. пришлось старикам переселиться в погреб. к ним заходят наши разведчики, среди них — тёркин. он уже офицер. тёркин обещает новые часы из берлина. с наступлением тёркин проходит мимо родного смоленского села. его берут другие. идёт переправа через днепр. тёркин прощается с родной стороной, которая остаётся уже не в плену, а в тылу. василий рассказывает о солдате-сироте, который пришёл в отпуск в родное село, а там уж ничего не осталось, вся семья погибла. солдату нужно продолжать воевать. а нам нужно помнить о нем, о его горе. не забыть об этом, когда придёт победа. дорога на берлин. бабка возвращается из плена домой. солдаты ей коня, повозку, «скажи, мол, что снабдил василий тёркин». баня в глубине германии, в каком-то доме. парятся солдаты. среди них один — много на нем шрамов от ран, париться умеет здорово, за словом в карман не лезет, одевается — на гимнастёрке ордена, медали. солдаты говорят о нем: «все равно что тёркин».