Объяснение:
Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.
Главные герои
Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, - страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере.
Люди в деревне живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.
кадр из кинофильма Телеграмма 1957 год
(Кадр из к/ф "Телеграмма" 1957 год)
Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.
Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.
Заключение
Авторское осуждение не прямое. Голос осуждения и голос её совести звучат как будто из уст скульптуры Гоголя.
Учительница знала о том, что он играет на деньги, и решила с ним заниматься французским языком, чтобы отвлечь его от игры. Жил мальчик бедно, учительница знала об этом и несколько раз пыталась накормить его, даже прислала ему посылку с едой. Мальчик, конечно же, догадался, что этот подарок сделала учительница. Он отказался от него, а учительница сделала вид как будто тут не причем, но мальчик догадался, что такой подарок больше сделать никто не мог.
Мальчику надо было заниматься французским: у него хромало произношение. И учительница пригласила его к себе домой на дополнительные занятия. Вскоре она предложила поиграть с ней на деньги в «замеряшки». Мальчик не понимал, как учительница с ним может играть на деньги, но согласился. Учительница объяснила правила, и они стали играть.
Сначала учительница выигрывала у него, но затем стала проигрывать, чтобы отвлечь мальчика.
Директор школы Василий Андреевич, живущий по соседству за стеной, услышал непонятные звуки из квартиры Лидии Михайловны. Он решил войти без стука и, когда вошел, увидел, что они играют в «замеряшки» на деньги. Директор был возмущен. Учительница ему все спокойно объяснила, взяв вину на себя. Директору пришлось уволить Лидию Михайловну.
Мне кажется, что учительница поступила правильно. Она могла найти работу где угодно, в любой школе, а вот мальчику было бы хуже. Его бы опозорили на линейки и выгнали бы из школы. С моей точки зрения, учительница поступила героически.