Как объяснить всенародную любовь русских людей к Александру Сергеевичу Пушкину? Не будем искать объяснения, а только скажем: в России нет такого человека, который бы не знал, кто такой Пушкин. Необъятный мир его творчества доступен каждому. Однако, чтобы постичь глубину его идей, можно сидеть над его книгами всю жизнь, но эту работу никогда не кончить. В Музее Пушкина на Мойке в Петербурге всегда многолюдно. Здесь словно остановилось время, потому что все в доме осталось таким, каким было в день смерти поэта 29 января 1837 года, когда в два часа пополудни сердце великого русского поэта перестало биться. Вот диван, на котором Пушкин провел последние часы своей жизни, письменный стол с рукописями, визитная карточка с короткой надписью: «А. Пушкин». Уже при жизни поэта его знали все в России, так что не требовалось пояснений к этому знаменитому имени. После реставрации музея в нем открыта новая экспозиция, в которой квартира поэта представлена впервые в полном объеме, все одиннадцать комнат. Посетителям показывают пока девять из них. Семь комнат, которые занимал поэт с семьей, воссозданы по плану, сделанному после смерти Пушкина его другом поэтом В. А. Жуковским. Восстановлен вестибюль с парадной лестницей. Наконец-то мы можем увидеть и комнаты, где жила Наталья Николаевна с детьми. Чтобы подготовить эти комнаты для показа, понадобилось пять лет реставрационных работ и серьезный труд ученых-пушкинистов. Надо видеть, с какой гордостью показывал экскурсантам дом поэта директор Всесоюзного музея А. С. Пушкина С. Н. Некрасов! Он открывал перед нами очередную дверь, и лицо его светилось: а посмотрите-ка, здесь-то какое чудо! Еще пахнет краской, у кресел и стульев обшивка новая, на них не только Пушкин, а и вообще никто никогда не сидел. И все же Пушкинский дух здесь неистребим.
Пятилетний Никита — хозяин в доме. Он живёт с мамой, а отца даже не помнит, тот воюет на фронте. Оставшись один дома, мальчик фантазирует, наделяя всё вокруг человеческими чертами: в бане он видит образ бабушки, солнце ему кажется дедом, а в бочке, что стоит в сарае, по представлениям Никиты, живёт маленький бородатый человечек. Испугавшись своих собственных фантазий, Никита бежит на работу к матери, но засыпает по дороге.
Вернувшись вечером, мальчик видит у себя дома неизвестного мужчину — это его отец вернулся с войны. Утром отец начинает заниматься хозяйственными делами. Никите он даёт выпрямлять гвозди. В первом же гвозде мальчик видит образ человечка, но, в отличии от вчерашних страхов, этот человечек добрый. На вопрос сына отец отвечает так:— Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый! Буду рада если
Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Он был добрым, общительным и любознательным мальчиком. Ему казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул. Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым.