А. Алексин в повести затрагивает один из важнейших нравственных вопросов: о посредственности и таланте, о бездуховности, эгоистичности и добросердечии. Оленька — действительно одаренный, единственный в семье ребенок. Но какие бы ни были они не оправдывают эгоизма. Человек, с детства окруженный любовью, вниманием и пониманием, вырастая, требует от людей этих проявлений любой ценой. Талантливый человек всегда находится в центре внимания, он выделяется из общей массы, и слияние с нею чаще всего не происходит. Против "заметности" Оленьки борется "безумная Евдокия". Она прямолинейна и проста, и методы, которыми она пользуется в воспитании Оленьки, такие же простые. "Безумная Евдокия" борется против эгоизма. Она считает, что "данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма". Попытка привить Оленьке талант человечности только усиливает ее эгоизм. Евдокия не пытается уравнять талант с посредственностью. Да и что значит посредственность? Бесталанный человек? Нет. Есть представление об общем уровне. Люди получают его, и в зависимости от восприимчивости и самореализации могут открыть в себе к поэзии, физике, к добру, любви, отзывчивости. Получается, что бесталанных-то людей практически нет. Евдокия — не бесталанный человек. Она пытается сделать людей лучше, чем они есть. Другое дело, как она представляет себе это "лучше". Но именно это стремление делает ее не такой, как другие. Она по-своему талантлива.
Глава всей семьи, невежественная и беспощадно жестокая. Она держит в страхе и беспрекословном повиновении своих родных и домочадцев, Об отношениях с крепостными и говорить не приходится: тут она дает волю своей разнузданной натуре, что ни слово, то брань. Перед ней пикнуть не смеет и ее любимое чадо - Митрофанушка, избалованный и ленивый барчук. Даже ее брат, Скотинин, позволяет играть собой, как мячом: то она вызывает его к себе в деревню, чтобы женить на Софье, то круто поворачивает в сторону, и ему ничего не остается делать как несолоно хлебавши возвращаться домой. Целыми днями Простакова только и делает, что кричит и избивает крепостных. Все черты характера этой госпожи меркнут в свете ее отношения к крепостным. Можно ли не сомневаться в том, что при зарисовке образа Простаковой Фонвизин видел перед собой Салтычиху, жестокую и своенравную помещицу.
Творчество ,жизнь и судьба Некрасова удивительны.Он был не только гениальным поэтом ,но и блистательным журналистом ,издававшим журналы"Современник и "Отечественные записки ," и приведшим в литературу многих молодых гениев .У него было тонкое чутьё ,хороший вкус и талант поэтический . Немногие ,наверное ,назовут Некрасова своим поэтом .О высоком чувстве любви он писал немного Но его гражданская поэзия была на устах у каждого передового человека своего времени .И сегодня ,когда мы хотим сказать о любви к родине ,Отечеству .мы вспоминаем строки Некрасова . Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой . Некрасову принадлежат стихи ,которые мне очень нравятся Железная дорога " - это поэтический рассказ о строительстве знаменитой дороги Москва - Санкт -Петербург.Поэт с горечью говорит о трудностях ,лишениях ,которые перенёс простой народ при строительстве дороги. Не граф Клейнмихель строил дорогу ,а русские рабочие ,и вся трасса усыпана косточками русских людей -утверждает Некрасов . Боль за русских простых людей мы слышим и в стихотворении "На Волге" ,И в "Размышлениях у парадного подъезда" .Говорят ,что поэт увидел в окно ,как крестьяне пришли с к вельможе .И их не пустили в парадный подъезд дворца ,а выпроводили восвояси .Через некоторое время Некрасов прочитал стихотворение ,в котором с горечью и болью описывал бесправное положение нищих просителей .противопосатвив им блеск и роскошь хозяев дворцов . Но более всего меня поразила поэма"Кому на Руси жить хорошо". Ведь в ней автор пытался среди простолюдинов отыскать счастливого .Обойдя много мест ,семь странников не нашли ответа на свой вопрос .Народ нищ ,забит .бесправен ,голоден .Места ,по которым идут странники, имеют говорящие названия ( ) Счастливых не нашли ,но встретили человека ,который готов служить людям ,отдать за них свою жизнь .Таким героем является Гриша Добросклонов .Он разночинец .Некрасов верил ,что такие люди смогут своему народу освободиться . Он был по - настоящему народным поэтом .Вот строки его стихотворения "Коробейники" стали песней , и многие считают ,что автор слов - народ .
Оленька — действительно одаренный, единственный в семье ребенок. Но какие бы ни были они не оправдывают эгоизма. Человек, с детства окруженный любовью, вниманием и пониманием, вырастая, требует от людей этих проявлений любой ценой.
Талантливый человек всегда находится в центре внимания, он выделяется из общей массы, и слияние с нею чаще всего не происходит.
Против "заметности" Оленьки борется "безумная Евдокия". Она прямолинейна и проста, и методы, которыми она пользуется в воспитании Оленьки, такие же простые. "Безумная Евдокия" борется против эгоизма. Она считает, что "данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма". Попытка привить Оленьке талант человечности только усиливает ее эгоизм. Евдокия не пытается уравнять талант с посредственностью. Да и что значит посредственность? Бесталанный человек? Нет. Есть представление об общем уровне. Люди получают его, и в зависимости от восприимчивости и самореализации могут открыть в себе к поэзии, физике, к добру, любви, отзывчивости. Получается, что бесталанных-то людей практически нет.
Евдокия — не бесталанный человек. Она пытается сделать людей лучше, чем они есть. Другое дело, как она представляет себе это "лучше". Но именно это стремление делает ее не такой, как другие. Она по-своему талантлива.