Как я был великаном Сборник рассказов НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА ЧЕХОСЛОВАКИИ Когда чехословацкий писатель Йозеф Несвадба прибыл несколько лет назад на международную конференцию писателей-фантастов в США, его приветствовали там с особым уважением, как представителя литературы, давшей миру одного из основоположников современной «science fiction». Нетрудно догадаться, что речь идет о Кареле Чапеке. Чапек первый в европейской литературе рассмотрел с такой глубиной и прозорливостью ту угрозу, которую несет человечеству колоссальное развитие механизации в условиях далекой от совершенства социальной организации собственнического общества. Чапек вошел в историю научной фантастики как изобретатель слова «робот», понятия механического двойника человека, таящего в себе и огромные возможности, и страшную угрозу. Восстание роботов, готовых смести с лица земли погрязшее в безделье и ставшее «бесполезным» человечество, — тема всемирно известной пьесы Чапека «РУР» (1920). Основные произведения Чапека, которые можно отнести к жанру научной фантастики, помимо пьесы «РУР», — романы «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924), «Война с саламандрами» (1935), пьеса «Средство Макропулоса» (1922) — представляют собой скорее антиутопии. Чапек предупреждает о той угрозе для человечества, которая таится в «отставании» социальной организации и морального уровня человечества от высочайших достижений науки и техники, всегда являющихся у писателя первопричиной катастрофы.
Читая первую главу повести, главный герой вызывает у меня отвращение. Суровая жизнь того времени, редкие встречи с семьей сказались на его характере. Тарас Бульба не показывал доброго отношения к своей жене («А где стара? Живее, стара, готовь нам есть…») , но он воспитывал в своих сыновьях почтение и уважение к матери («Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть в тяжелый ХV век» , — писал Н. В. Гоголь.
Тарас Бульба любил «простую жизнь козаков» , которая обязывала чтить православную веру, не стыдить товарищество и горячо любить родину. Тарас был суров, иногда жесток и решителен в поступках.
Светлица Бульбы была убрана во вкусе того «бранного, трудного» и изможденного войнами времени. Убранство его напоминает склад награбленных вещей. «На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья… На полках по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы…» . Таким образом Гоголь не только знакомит читателей с бытом козачьей семьи, но и характеризует с бытом владельца. Обстановка жилища дает знать о том, что его хозяин – воин, жизнь которого в постоянной борьбе и военных походах.
Если в первой половине повести Тарас Бульба ничем не отличался от своих соратников – «был одним из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава» , то во второй половине мы видим закаленного в битвах, сильного духом полковника, которого слушают и поддерживают товарищи по борьбе.
Так он произносит свою знаменитую речь о том, «что такое есть товарищество» . Он призывает их отомстить за «оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетения, за позорное унижение своих нравов, за посмеяние своих прав».
Тарас Бульба был патриотом, его мужество особо проявляется тогда,когда он честно сражается в битве под Дубно, погибает на костре. И своих сыновей Тарас учит следовать его примеру.
На протяжении всей повести Н. В. Гоголь показывает, как закаляется дух Тараса Бульбы. Особенно после казни его сына – Остапа Тарас Бульба не представляет свою жизнь без борьбы. Наряду с высокими целями Гоголь показывает всю жестокость его характера: «… даже самим козакам казалось чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением» .
Даже последние минуты жизни Тарас Бульба не переставал бороться за свободу Украины и украинцам, которые отстреливались от ляхов. «Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы,что такоеправославная русская вера!». Тарас Бульба в повести Н. В. Гоголя близок к народному
Здравствуй, дорогой папа! Пишет тебя твоя сын(дочь) *имя*. Папа, как мне рассказать тебе о том, что сейчас творится в моей душе, когда я начинаю писать тебе это письмо? Я знаю, что тебе там очень-очень тяжело, и каждый раз, только я подумаю о тебе, как сердце в моей груди начинает стучать очень сильно. Наверное, это и есть страх. Мне так страшно, папа. Так страшно за тебя. Мама рассказывала мне о том, какие тяготы приходится вам испытывать, сколько сложных испытаний выпадает на вашу долю, как много ваши усилия значат не только для нас, но и для всей страны. А я даже подумать не могу, что с тобой может случиться там, на войне. Папа, расскажи мне о том, как тебе там приходится. Обо всех твоих сражениях, походах и победах. Ты ведь у меня настоящий герой. Ты людям жизни, и я хочу, чтобы ты знал: я очень тобой горжусь. Каждый раз, когда мы засыпаем, я слышу, что мама молится за тебя. А я не знаю, как нужно молиться, поэтому просто Бога сохранить вам жизнь. Он меня услышит. Обязательно услышит. Папа, я так по тебе скучаю непременно напиши мне ответ. Я буду очень-очень его ждать. Береги себя.
Сборник рассказов
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА ЧЕХОСЛОВАКИИ
Когда чехословацкий писатель Йозеф Несвадба прибыл несколько лет назад на международную конференцию писателей-фантастов в США, его приветствовали там с особым уважением, как представителя литературы, давшей миру одного из основоположников современной «science fiction». Нетрудно догадаться, что речь идет о Кареле Чапеке. Чапек первый в европейской литературе рассмотрел с такой глубиной и прозорливостью ту угрозу, которую несет человечеству колоссальное развитие механизации в условиях далекой от совершенства социальной организации собственнического общества.
Чапек вошел в историю научной фантастики как изобретатель слова «робот», понятия механического двойника человека, таящего в себе и огромные возможности, и страшную угрозу. Восстание роботов, готовых смести с лица земли погрязшее в безделье и ставшее «бесполезным» человечество, — тема всемирно известной пьесы Чапека «РУР» (1920). Основные произведения Чапека, которые можно отнести к жанру научной фантастики, помимо пьесы «РУР», — романы «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924), «Война с саламандрами» (1935), пьеса «Средство Макропулоса» (1922) — представляют собой скорее антиутопии. Чапек предупреждает о той угрозе для человечества, которая таится в «отставании» социальной организации и морального уровня человечества от высочайших достижений науки и техники, всегда являющихся у писателя первопричиной катастрофы.