М. БондаренкоПоэзия Николая Рубцова в школе // Литература в школе. – 1998. - №8; 1999. - №1. Россия, Русь! Храни себя, храни!..» Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова... Г. ГорбовскийСегодня без творчества Н.М.Рубцова невозможно представить себе не только поэзию 60 – 70-х годов, но и всю последующую. Поэт протянул связующую нить от классической русской литературы ко дню сегодняшнему. Все это открывает большие возможности для изучения поэзии Н.М.Рубцова в школе. В последние годы в программы по литературе, а также и в хрестоматии включены отдельные стихотворения Николая Рубцова, что позволяет уже в среднем звене начать путь к этому поэту. Что касается старших классов, то здесь возможны два варианта.Во-первых, в X классе на уроках внеклассного чтения мы практикуем выбор авторов и произведений по родовому принципу: эпос – В.Белов, лирика – Н.Рубцов, драма – А.Вампилов.Во-вторых, если по каким-то причинам мы не познакомим учащихся с этими именами в X классе, то в XI на уроках по литературе 60 – 80-х годов мы представляем, помимо других, тех же авторов. Соседство Рубцова и Белова не случайно. Оно позволяет коснуться общих тенденций развития прозы и поэзии, их взаимоотношений, и общего их противостояния «эстрадному» направлению, и их классических истоков.Эти имена мы ставим рядом начиная с VI класса, где на уроке поэзии Александра Яшина звучат строки из произведений, посвященных памяти этого прекрасного поэта, земляка Рубцова и Белова.Вот отрывок из рассказа Василия Белова, считавшего Яшина своим учителем, наставником, другом, рассказа, написанного от первого лица, рассказа-обращения к дорогому и близкому человеку: «Когда мы уходили с Бобришного, я слышал, как у дома тихо роптали сосновые кроны. Мерцала река. Кукушка молчала. На твоем окне так и остались синие лесные цветы и томик Толстого.
Природа оказывает сильное влияние на различные виды искусства. Поэты 19 века отразили в своих произведениях различные состояния природы в разные времена года.Каждый из поэтов по-своему видел красоту природы. Например, поэтическое зрение А. Н. Майкова напоминает зрение художника-живописца, по законам пространственно- цветовой композиции располагающего на холсте детали " пейзажа" и человека.Поэзия Ф. И. Тютчева наполнена гармонически светлым восприятием природы. А А. Баратынский от каждого явления жизни вдумчиво брал смысл и показывал его красоту.
Автор очень нежно относится к девочке,своё отношение он передаёт через описания Ассоль,речь персонажей."Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо".Улыбка отца,говорит той радости,которую дочь ему приносила."Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико.Автору жаль сироту и отца одиночку."Одиночество вдвоем, случалось, безмерно тяготило ее."Грин осуждает всех,кто отвернулся от девочки."Девочка росла без подруг."Автор сочувствует Ассоль :"В ней образовалась уже та складка внутренней робости, та страдальческая морщинка".Грин подчёркивает необычность героини:"сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка",ценит её ум:" все просто понятное было чуждо ее душе."Переживает за маленькую героиню,когда её обижают:"случалось даже переносить оскорбления, после чего ее грудь ныла, как от удара".Предсказание судьбы Эглем,это авторское пожелание добра,своей Ассоль:"Не знаю, сколько пройдет лет, – только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго."
// Литература в школе. – 1998. - №8; 1999. - №1. Россия, Русь! Храни себя, храни!..»
Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи,
патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова...
Г. ГорбовскийСегодня без творчества Н.М.Рубцова невозможно представить себе не только поэзию 60 – 70-х годов, но и всю последующую. Поэт протянул связующую нить от классической русской литературы ко дню сегодняшнему. Все это открывает большие возможности для изучения поэзии Н.М.Рубцова в школе. В последние годы в программы по литературе, а также и в хрестоматии включены отдельные стихотворения Николая Рубцова, что позволяет уже в среднем звене начать путь к этому поэту. Что касается старших классов, то здесь возможны два варианта.Во-первых, в X классе на уроках внеклассного чтения мы практикуем выбор авторов и произведений по родовому принципу: эпос – В.Белов, лирика – Н.Рубцов, драма – А.Вампилов.Во-вторых, если по каким-то причинам мы не познакомим учащихся с этими именами в X классе, то в XI на уроках по литературе 60 – 80-х годов мы представляем, помимо других, тех же авторов. Соседство Рубцова и Белова не случайно. Оно позволяет коснуться общих тенденций развития прозы и поэзии, их взаимоотношений, и общего их противостояния «эстрадному» направлению, и их классических истоков.Эти имена мы ставим рядом начиная с VI класса, где на уроке поэзии Александра Яшина звучат строки из произведений, посвященных памяти этого прекрасного поэта, земляка Рубцова и Белова.Вот отрывок из рассказа Василия Белова, считавшего Яшина своим учителем, наставником, другом, рассказа, написанного от первого лица, рассказа-обращения к дорогому и близкому человеку:
«Когда мы уходили с Бобришного, я слышал, как у дома тихо роптали сосновые кроны. Мерцала река. Кукушка молчала. На твоем окне так и остались синие лесные цветы и томик Толстого.