Такие разные знакомые
У меня очень много знакомых, как, наверное, у большинства современных людей. Мои знакомые - очень разные люди. С кем-то я вместе учусь, кто-то живет по соседству, кого-то я постоянно встречаю, когда хожу в кружки и спортивные секции. Кроме того, можно назвать знакомыми и друзей моих родителей, и тех взрослых, с кем я постоянно сталкиваюсь - например, соседей. Так что мои знакомые разного возраста. Выглядят они тоже по-разному. Ну, это неудивительно: все люди разные. Отличаются у них и вкусы во всем, от одежды до предпочтений в музыке, фильмах и книгах. А еще у них разные мировоззрения: кто-то атеист, а кто-то ходит в церковь. Но это не мешает мне общаться со всеми этими людьми, несмотря на все различия между нами.
Каждая из героинь по-разному влияет на жизнь людей, каждая по-своему раскрывается
в любви и браке. Наташа, войдя в жизнь Андрея Болконского, духовно воскрешает его после тяжелых семейных испытаний (смерти жены) и трудного периода краха честолюбивых надежд.
Элен становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда, разочарования, по ее вине он вынужден стреляться на дуэли с Долоховым.
Элен сводит своего брата с Наташей, хотя понимает, что ставит под угрозу будущее девушки. Узнав об этом, Пьер говорит: «Где вы - там разврат, зло» .
Наташа, став женой Пьера, живет интересами своего мужа, всю себя отдает детям, забывает для них и про наряды, и про светские развлечения. Элен же, когда Пьер заговаривает о детях, презрительно смеется и говорит, что она «не дура, чтобы желать иметь детей» от него.
Главное различие между героинями в том, что Наташа готова жить для других, готова пренебречь собой ради тех, кто в этом нуждается (вспомним эпизод, связанный с 1812 годом, когда Наташа принимает решение сбросить с подвод имущество семьи, чтобы раненым воинам) , а Элен может только брать, подчиняя интересы и судьбы других людей собственным эгоистическим расчетам. В образе Наташи Толстой воплотил свои представления о национальном типе русской женщины, в которой сочетаются возвышенность мыслей и чувств к самоотверженной любви и верность семейным ценностям, душевная щедрость, внутренняя сила.
Эпилог романа отражает представление писателя о подлинном назначении женщины. По мнению Толстого, оно неразрывно связано с семьей, с заботой о детях. Женщины, оказавшиеся вне этой сферы, либо превращаются в пустоту, либо, как Элен Курагина, становятся носительницами зла.