Я думаю, что литература достигла высоты потому, что в ней часто много достоверных фактов. Такая себе машина времени ;)
И еще она пользуется популярностью потому, что все люди любят слушать, погружаться в другие миры, фантазировать, рассуждать о высоких моральных ценностях, спорить с автором(это, правда, не всегда), знать об истории своего народа(кто лучше напишет историю и преподнесет ее публике кроме писателя-очевидца?). Из этого всего состоит культура народа, т.е. у каждого народа свой тип мышления, который он отражает на бумаге. Поэтому мы любим иностранную литературу(в ней отражена вся сущность того или иного народа).
Образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь. Пётр I – полководец, патриот своего Отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник. Пётр I действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой ...”. В поэме «Полтава» образ Петра воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле: «Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра… » Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе: «В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает» . Значительность роли Петра Первого в поэме подтверждает эпилог. Через сто лет после Полтавской битвы не осталось ничего “от сильных, гордых сих мужей.. . ”. Осталась только история — огромный памятник Петра Первого. Памятник — главное, что есть в эпилоге, главное, что осталось после битвы. Поэтому Петр Первый становится, можно сказать, идеальным героем. Образу Петра в поэме противопоставлен образ другого полководца Карла 12. Поэт точен и в изображении Карла. Молодой король по призванию был воином. Своей безмерной жаждой боя и храбростью, личным примером он вдохновлял своих воинов. Они верили в него и преклонялись перед ним. Это был король-солдат, который жил только армией, войной, походами. Никакой личной жизни в собственном смысле слова у него попросту не было. Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Вот как описывает Карла в поэме Мазепа: «он слеп, упрям, нетерпелив, И легкомысленен, и кичлив» . Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. : «Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье… » Упадший с высшей степени воинской славы и величия, раненый и терзаемый горестью и досадою, Карл переправился чрез Днепр с Мазепою и малочисленною свитою, и искал убежища в Турецкой империи. Но и там он не нашёл поддержки. Эпилог «Полтавы» сводит все содержание поэмы воедино сто лет — и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось — И с ним исчез кровавый след Усилий, бедствий и побед. Торжество дела Петра воплощено в исторической судьбе России, во имя которой он творил; память о Карле XII неразрывно связана с воспоминанием о его бесславии.
Война-это особое состояние бытия, когда человеку приходится снимать все свои привычные социальные маски и представать таким, какой он на самом деле есть. И очень часто в этом случае даже собственные представления человека о себе начинают расходиться с тем, каков он в обычной обстановке. Это выявляется прежде всего в ситуациях выбора, которые война постоянно предлагает человеку.
Во многих произведениях русских писателей о войне художественные образы становятся глубинными символами, ситуации выбора начинают осмысляться прежде всего с философских позиций. Это особенно характерно для жанра военной повести. Прозаики тем самым продолжают размышления своих предшественников над вечными вопросами о природе добра и зла, о степени ответственности человека за собственные поступки, продиктованные вроде бы необходимостью, внешними по отношению к человеку обстоятельствами. Целый ряд писателей создали настоящие шедевры, посвященные этой проблеме: это Виктор Некрасов, Константин Симонов, Виктор Курочкин, Юрий Бондарев, Константин Воробьев и многие другие. Это основная тема и одной из самых знаменитых повестей Василя Быкова - "Сотников". Для прозы Быкова зачастую характерно слишком прямолинейное противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души некоторых героев раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим момент истины, ситуация категорического выбора, сразу проявляющая истинную сущность человека. Рыбак - герой повести "Сотников"-полон жизненных сил, не знает страха, и товарищ Рыбака, хворый, не отличающийся мощью, с "тонкими кистями рук" Сотников постепенно начинает казаться ему только лишней обузой. Действительно, во многом по вине последнего вылазка двух партизан за провизией закончилась провалом.
Однако Сотников, изувеченный в подвале полицейской управы, не боится ни смерти, ни своих мучителей. Он не только пытается взять на себя вину других и тем самым их, но для него очень важно достойно умереть. Личная этика этого героя очень близка христианской - положить душу "за други своя", не стараясь купить мольбами или предательством недостойную жизнь. Еще в детстве случай со взятым без спросу отцовским маузером научил его всегда брать на себя ответственность за собственные проступки. Многие утрачивают представления о Высшей справедливости и даже ее существовании, некоего Высшего суда, перед которым ответственны все без исключения. Таким высшим судом для неверующего Сотникова становится мальчик в буденновке, который олицетворяет в повести будущее поколение. Как когда-то на самого героя оказал сильное влияние подвиг русского полковника, во время допроса отказавшегося отвечать на вопросы врага, так и он совершает подвиг на глазах мальчишки, словно бы передавая своей гибелью нравственный завет тем, кто остается жить на земле. Перед лицом этого суда Сотников даже усомнился в своем праве "требовать от других наравне с собой". И здесь можно усмотреть скрытые переклички между образом Сотникова и Христом: оба погибли мучительной, унизительной смертью, преданные близкими людьми, во имя человечества.
Подобное осмысление Быковым событий произведения в их проекции на "вечные сюжеты" и нравственные ориенти ры мировой культуры, и прежде всего на заповеди, оставленные Христом человечеству, вообще характерно для военной повести, если она ориентируется на философическое осмысление ситуации нравственного выбора, в которую ставит война человека.