Нравственные проблемы в поэме некрасова «кому на руси жить хорошо»около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г.одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. является верность долгу перед родиной, служение своему народу. по некрасову, хорошо на руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».в поэме остро стоит проблема нравственного падения человека, в силу своего ужасающего положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц.другая нравственная проблема, которую затрагивает некрасов, – проблема греха. путь к спасению души человека поэт видит в искуплении грехапоэт ведет скрытую полемику с ф.м. достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. и я не могу не согласиться с этими утверждениями! одна из важнейших христианских заповедей гласит: «не убий! » поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой некрасова зовет россию «к топору» (по выражению герцена), что, как мы знаем, к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.
Многие почитают Хлестакова героем комедии, главным ее лицом. Это несправедливо. Хлестаков является в комедии не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом, и притом не самим собою, а ревизором. Но кто; его сделал ревизором? страх городничего, следовательно, он создание испуганного воображения городничего, призрак, тень его совести. Поэтому он является во втором действии и исчезает в четвертом, — и никому нет нужды знать, куда он поехал и что с ним стало: интерес зрителя сосредоточен на тех, которых страх создал этот фантом а комедия была бы не кончена, если бы окончилась четвертым актом. Герой комедии — городничий как представитель этого мира призраков.