Когда-то Дубровский и Троекуров были закадычными друзья и бывшими товарищем, но по вине Троекурова они крупно поссорились и Троекуров, используя подкуп судей, становится хозяином дома Дубровских. Младший Дубровский горячо переживает позор отца и не допускает того, чтобы его враг стал проживать в их доме, он сжигает дом, уходит в лес и становится разбойником. Желая отомстить заклятому врагу их семьи, Дубровский подкупает учителя-француза Дефоржа и под его видом проникает в дом к Троекуровым. Так случилось, что он влюбляется в дочь Троекурова, и Машенька отвечает ему взаимностью. НоТроекуров выдает свою семнадцатилетнюю дочь замуж за старого князя. Конечно, Дубровский пытается препятствовать этому неравному браку, получив согласие Маши, но …опоздал. В день свадьбы люди Дубровского окружают карету князя для того, чтобы освободить Машу, но она отказывает Дубровскому, потому что дала клятву верности князю. После этого Дубровский распускает свою банду и уезжает за границу.
Герои Владимир Дубровский Кирила Петрович Троекуров Спицын Марья Кириловна Троекурова князь Верейский Андрей Гаврилович Дубровский, отец Владимира Архип, старый крестьянин полковник Парамошка учитель французского
Вэтот холодный и ненастный октябрь катерине петровне стало ещё труднее вставать по утрам. старый дом, в котором она доживала свой век, был построен её отцом, известным художником, и находился под охраной областного музея. дом стоял в селе заборье. каждый день к катерине петровне прибегала манюшка, дочь колхозного сапожника, по хозяйству. иногда заходил тихон, сторож при сарае. он помнил, как отец катерины петровны строил этот дом. настя, единственная дочь катерины петровны, жила в ленинграде. последний раз она приезжала три года назад. катерина петровна редко писала насте — не хотела мешать, но думала о ней постоянно. настя тоже не писала, только раз в два-три месяца почтальон приносил катерине петровне перевод на двести рублей. однажды в конце октября, ночью кто-то долго стучал в калитку. катерина петровна вышла посмотреть, но там никого не было. в ту же ночь она написала дочери письмо с просьбой приехать. настя работала секретарём в союзе художников. художники звали её сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. она была занята — устраивала выставку молодого скульптора тимофеева, поэтому положила письмо матери в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет — значит жива. в мастерской тимофеева настя увидела скульптуру гоголя. ей показалось, что писатель насмешливо и укоризненно смотрит на неё. две недели настя возилась с устройством выставки тимофеева. на открытие выставки курьерша принесла насте телеграмму из заборья: «катя помирает. тихон». настя скомкала телеграмму и снова почувствовала на себе укоризненный взгляд гоголя. в тот же вечер настя уехала в заборье. катерина петровна не вставала уже десятый день. манюшка шестые сутки не отходила от неё. тихон пошёл на почту и что-то долго писал в почтовом бланке, потом принёс его катерине петровне и испуганно прочёл: «дожидайтесь, выехала. остаюсь всегда любящая дочь ваша настя». катерина петровна тихона за доброе слово, отвернулась к стенке и словно уснула. хоронили катерину петровну на следующий день. на похороны собрались старухи и . по дороге на кладбище похороны увидела молоденькая учительница и вспомнила о своей старенькой матери, которая осталась одна. учительница подошла к гробу и поцеловала катерину петровну в высохшую жёлтую руку. настя приехала в заборье на второй день после похорон. она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную тёмную комнату, из которой ушла жизнь. в этой комнате настя проплакала всю ночь. уезжала она из заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил. ей казалось, что никто, кроме катерины петровны, не может снять с неё груз непоправимой вины.
Печорин и "водяное общество" в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
До сих пор прослеживались попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга. Безуспешность этих попыток, как видели, объясняется не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба. В «Княжне Мэри» мы видим Печорина в кругу, социально более ему близким. Однако столкновение героя с отдельными людьми сменяется здесь конфликтом с обществом в целом. Может быть, именно поэтому «Княжна Мэри» - самая большая по объему часть романа. Для Печорина при его одиночестве дневник, «журнал» , - единственный «достойный собеседник» , с которыми он может быть в полнее искренним. И еще одна ценность журнала: Это – душевная память Печорина. Жизнь его, кажется, разменивается на пустяки, и поэтому ему особенно важно увидеть смысл происходящих событий, сохранить их след, чтобы не оказаться в положении человека, состояние которого передана в стихотворении «И скучно, и грустно…» . Самолюбиво не прощая Печорину его превосходства, Грушницкий, драгунский капитан и прочие члены «водяного общества» полагают, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету, к гостиным, куда их не пускают. Печорин же, хотя и не может не быть ироничным по отношению к «водяному обществу» , не только не гордится своим превосходством, но болезненно воспринимает это расстояние между собой и другими, ведущая к враждебности: «Я вернулся домой, волнуемый двумя различными чувствами» . Первое было – грусть. «За что они меня ненавидят? - думал я – За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательность. И я чувствовал, что ядовитая злость мало помалу наполняла мою душу» . Переход от иронии грусти, от нее – к ядовитой злости, побуждающей действовать, чтобы не оказаться посмешищем ничтожных людей, характерен для отношений Печорина к «водяному обществу» в целом, и в частности Грушницкому. Печорин при всей его ироничности довольно добр, он не предполагает в Грушницком убивать (и даже не словом, а пулей) , не предполагает низости, агрессивных проявлений самолюбия. «Врожденная страсть противоречить» в Печорине – не только признак рефлексии, постоянной борьбы в его душе, но и следствие постоянного противоборства с обществом. Окружающие так ничтожны, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на них, поступать вопреки им, делать наоборот. Причем сам Печорин иронизирует над этим упрямством: «Присутствие энтузиазма обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя. » Грушницкий несносен своей фальшивостью, позерством, претензиями, на романтизм – и Печорин в его присутствии чувствует неодолимую потребность в прозаической трезвости слов и поведения. Согласие Грушницкого участвовать в заговоре, предложенным драгунским капитаном, пробуждает в Печорине «холодную злость» , но он еще готов простить «приятелю» его мстительность, распускаемые им в городе «разные дурные слухи» - за минуту честности «Я с трепетом ждал ответа Грушницкого, холодная злость овладела мною при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков» . Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею. Но после некоторого молчания он встал с своего места, протянул руку капитану и сказал очень важно: «Хорошо, я согласен» . Законы чести не для этих людей писаны, точно также, как и не для «мирного круга честных контрабандистов» . Готовность Печорина к благодарной человечности разрушена низостью Грушницкого, согласного на обман в дуэли. Однако Печорин, как шекспировский Гамлет. Не один раз должен убедиться в том, что подлость неискоренима в этом человеке, прежде чем решится на возмездие. Жестокость Печорина вызвана оскорблённостью не за себя только -за то, что на границе жизни и смерти в Грушницком мелкое самолюбие оказывается сильнее честности, благородства! всё
Герои
Владимир Дубровский
Кирила Петрович Троекуров
Спицын
Марья Кириловна
Троекурова князь
Верейский
Андрей Гаврилович Дубровский, отец Владимира
Архип, старый крестьянин полковник
Парамошка
учитель французского