Цикл «Повести Белкина» Пушкина был написан в 1830 году. В него вошли 5 повестей покойного Ивана Петровича Белкина – выдуманного персонажа, за именем которого скрывался сам Пушкин. Каждый рассказ цикла посвящен жизни представителей разных социальных слоев.
«Выстрел».
Рассказчик повести — армейский офицер однажды познакомился с военным по имени Сильвио, который рассказал ему о своей молодости. Сильвио был человеком резким и прямым, он любил дуэли. Однажды он вызвал на дуэль одного богатого человека знатной фамилии, но не стал стрелять в него, так как понял, что этот богач не дорожит своей жизнью, а потому и не стоит его жизни лишать. Сильвио опустил пистолет и сказал, что последний выстрел остается за ним.
Много лет спустя в гостиной одного графа рассказчик увидел картину, дважды прострелянную. Оказалось, что граф и был тем самым молодым человеком, с которым стрелялся Сильвио. Узнав, что богач женится, Сильвио решил использовать свой выстрел… и снова не стал, так как увидел смятение и робость графа.
«Станционный смотритель».
Станционный смотритель поведал рассказчику историю о том, как гусар Минский, который остановился у него на станции, увез его дочь Дуню. Старик-смотритель скучал по дочери и решил навестить ее. Дочь он увидел, но его сразу же силой заставили уйти. Спустя некоторое время рассказчик, снова проезжая по этим местам, узнал, что старик-смотритель спился и умер, и что к нему на могилу приезжает молодая барыня с тремя детьми.
«Барышня-крестьянка»
Помещики-соседи Берестов и Муромский не ладили. Однако, когда приехал сын Берестова, дочь Муромского захотела посмотреть, настолько ли он хорош собой, как о нем рассказывают. Для этого она переоделась в крестьянку Акулину. Молодой Алексей и переодетая в крестьянку Лиза встречались около 2 месяцев и полюбили друг друга.
Тем временем, их родители помирились и Берестов пригласил Муромского с сыном в гости. Лиза прихорошилась и напудрилась до неузнаваемости, и Алексей действительно не узнал ее. Родители же их хотели поженить детей. Лиза открылась Алексею только после того, как Алексей сделал предложение Акулине и приехал отказать Берестову в женитьбе на его дочери, так как ему нравится обычная крестьянка Акулина. Но придя в их дом, он узнает в Лизе свою Акулину, чему несказанно радуется.
Лопахин Ермолай Алексеевич — купец. Его отец, торговавший в лавке в деревне, был крепостным у деда и отца Ранев-« кой. Он испытывает признательность к ней за то, что она много для него сделала, и говорит, что любит как родную. Теперь он разбогател, но о себе с иронией говорит, что «мужик мужиком». Он искренне хочет Раневским выручить их вишневый сад, который продается за долги, и предлагает проект — раз-бить землю и вишневый сад на дачные участки и отдавать в аренду под дачи. Для этого следует, по его мнению, вырубить вишневый сад. Пытаясь внушить им, что нужно делать, он наталкивается на протест и полное непонимание со стороны хозя-ев. Л. лишен эстетического чувства и, если для Раневских гад — символ прежней счастливой жизни, символ их юности, то для Л. замечательного в нем «только то, что он большой». Раневские для него странны именно своим легкомыслием и неделовитостью. Сам он, по его словам, встает в пятом часу утра, работает с утра до вечера.
В Л. ощущается страсть и размах, и сам он чувствует свою огромную силу, которая требует приложения и выхода. Откликаясь на рассуждения студента Трофимова о будущем и о том, что надо работать, он говорит, что при тех необъятных просторах, которые дал им Бог, они и сами должны бы быть великанами. В конце концов Л. покупает вишневый сад. Это момент наи-высшего его торжества: он, сын мужика и сам мужик, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами, где их не пускали даже на кухню». В нем неожиданно проступает действительно грубое, хищническое начало, купеческий безудерж («За все могу заплатить!»). Он не думает, что Раневской, в любви которой он совсем недавно изъяснялся, может быть больно. Радость буквально рвется из него, он хохочет и топочет ногами. Торжество и сострадание противоборствуют в нем в эту кульминационную в раскрытии его образа минуту.
Сопровождался рассказ игрой на музыкальном инструменте,обычно это были гусли.Чаще всего сказитель подыгрывал сам себе.
Исполнялись былины речитативом,в сопровождении спокойной тихой музыки,лишённой всяческих спецэффектов.
Мерные звуки гуслей не заглушали слов,не мешали их восприятию.
В былинах воспевались подвиги русского народа,имена указывались подлинные,таким образом история Руси передавалась новым поколениям.
Обычно сказителями были люди,не младше 40 лет,имеющие хороший голос и правильную речь.Кроме того,у сказителей должна была быть отличная память,чтобы запомнить большие тексты былин.Хотя,они могли менять тексты по ходу своего выступления,каждый раз добавляя в них что-то новое.