Рассказ от имени мальчика об учителе математики - Харлампии Диогеновиче.
"Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Ученик отступающий от школьных правил, не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а смешной человек. "
Каждый ученик боялся, что не выполнив домашнее задание, будет мишенью остроумных замечаний учителя и класс будет смеятся.
Когда главный герой не смог дома решить задачу, он попытался сорвать урок, пригласив врача, вместо математики. Вообще, привики должны были делать в соседнем классе, но мальчик обманул, сказав, что их класс на следующем уроке уходит в музей.
Прививки сделали, но Харлампий Диогенович, понял план мальчишки и, все-таки вызвал его отвечать. И когда стало понятно, что ученик не готов, назвал его хитрость "Тринадцатым подвигом Геракла" (Геракл совершил 12 подвигов) .
После этого случая, мальчик начал серьезно относится к домашним заданиям.
Метафоры - Не пылает пожаром, она разливается, просияет и погрузится, засверкает змейками, хлынули лучи, (разгоняет, раздвигает)
Сравнения - Блеск их подобен блеску кованого серебра. Словно взлетая, поднимается могучее светило. Подобно островам, не трогаются с места. Так же лазурны, как и небо. Как дым, ложатся розовыми клубами.
Эпитеты - Прозрачными рукавами. Голубоватые полосы. Чёрноватые и неопределённые.
Холодные тени. Заснувшими верхушками.
Олицетворения - Погода установилась. Заря не пылает пожаром. Край облачка засверкает змейками. Хлынули лучи. Цвет небосклона не изменяется
очищает. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крепостниками крестьянства.
Именуя себя «другом человечества», Пушкин говорит о «диком барстве», которое путём насилия «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». На беспощадной эксплуатации крестьянства основывалось хозяйство и благополучие господствующего класса феодально-крепостнического государства.
Всё это возмущает поэта до глубины души, и с его уст срываются горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» Его пламенное желание - увидеть «народ неугнетённый» и взошедшую над его страной «прекрасную зарю свободы просвещённой».
По своей композиции и языку стихотворение «Деревня», представляет горячую речь поэта-гражданина, выражающего взгляды и чувства передовых людей своего времени. Это достигается рядом поэтических приёмов. Стихотворение начинается обращением к деревне, как и полагается в ораторской речи. Вторая и третья строфы имеют одно и то же построение: «Я твой: я променял... Я твой: люблю сей тёмный сад...» Во второй части стихотворения тот же ораторский приём повторения: «Здесь барство дикое... Здесь рабство тощее... Здесь тягостный ярем... Здесь девы юные...» Ораторским приёмом является и наличие в конце его восклицательных и вопросительных предложений.
Различное содержание двух частей стихотворения определило и различно образных средств языка поэта.
Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Деревня для поэта —«приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Он любит «мирный шум дубров», «тишину полей», «тёмный сад с его прохладой и цветами», «луг, уставленный душистыми скирдами», «двух озёр лазурные равнины». Каждый эпитет точен. Он или красочный («двух озёр лазурные равнины»; «нивы полосаты»), или эмоционально-оценочный («праздность вольную», «свободною душой»).
Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, даёт выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «неумолимого владельца».
Крестьянство — это «рабство тощее», обречённое влачить «тягостный ярем до гроба», это «дворовые толпы измученных рабов».
Влияние классицизма, которое ещё сказывалось в то время в русской поэзии, видно и на стихотворении «Деревня», оно проявляется в тоне речи — приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.), античных образов («двор цирцей», «оракулы веков»).
Стихотворением «Деревня» пользовались члены тайных политических обществ для пропаганды своих идей.