Талантливейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII— XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро - монгольских орд. Разрозненная страна, терзаемая княжескими междоусобицами, была легкой добычей для воинственных кочевников. Автор с болью пишет:Сказал брат брату:«Это мое, и то мое же».И стали князья про малое«это великое» говоритьИ сами на себя крамолу ковать.Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил для автора поводом к страстному обращению к князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага.«Слово...» было написано почти сразу после возвращения князя Игоря из плена, поэтому автор не считает необходимым вдаваться в подробности, хорошо известные современникам.Начало «Слова...» непосредственно не связано с описываемыми событиями, здесь помещены размышления автора. Возвышенный, патетический тон вступления готовит читателя к восприятию важных исторических событий.В экспозиции дается короткая характеристика Игоря и причины его похода в половецкие степи.Завязку сюжета составляет рассказ о выступлении русских войск. «Тогда вступил Игорь - князь в золотое стремя и поехал по чистому полю» и повел он свои «храбрые полки на землю половецкую за землю русскую». Сведения о том, откуда вышла дружина и по какому маршруту она двигалась, в произведении отсутствуют. В пути дружинники наблюдают различные природные явления, которые как бы предсказывают их судьбу.В первом сражении с половцами русские полки одержали победу. Была взята богатая добыча. «Покрывалами, накидками и опашнями и разными узорочьями половецкими стали мосты мостить по болотам и топким местам».Перед вторым сражением природа предвещает несчастье.В час раннийКровавые зори свет возвещают;Черные тучи с моря идут.Это сражение описано очень ярко; создается ощущение, что автор сам в нем участвовал:С раннего утра до вечера,С вечера до светаЛетят стрелы каленые,Гремят сабли о шлемы.Трещат копья булатныеВ поле незнаемомСреди земли половецкой.Поражение войска князя Игоря является кульминацией сюжета «Слова...». Оно приводит к тяжелым последствиям для Руси.А в Киеве князь Святослав видит страшный сон, из которого узнает о поражении Игоря. И говорит Святослав свое «золотое слово», в котором призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить «за раны Игоревы», прекратить междоусобицы.«Золотое слово» Святослава занимает центральное место в произведении. Этим автор подчеркивает свою приверженность объединительной идее.Для композиции «Слова...» очень важное значение имеет плач Ярославны:На Дунае Ярославнин голос слышится,Кукушкою безвестною рано кукует:«Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю,Омочу шелковый рукав в Каяле - реке,Утру князю кровавые его раныНа могучем его теле».Обращаясь к силам природы, прося у них Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из половецкого плена.Побег Игоря является развязкой произведения. Князь возвращается на родную землю.Композиция «Слова...» полностью соответствует основной авторской идее — идее объединения Руси.
Человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе “Кавказ” героиня, убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа. Герои осознают, что щадить человека бессмысленно, ибо счастья на всех не хватит, а раньше или позднее ты испытаешь боль утраты — не важно. Писатель даже склонен снять ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь живут по законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить.
А вот что заставляет людей быть вместе? Неразлучно? Целую жизнь? Когда и откуда приходят слова - он мне опостылел? Лучше уж смерть, чем так? К чему вообще ей духовная близость, когда есть ласковое море, солнечный пляж и белое вино...вс
Трагедия любви в рассказе бунина «кавказ» теме любви посвящены многие рассказы и. а. бунина. в его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. такая любви показана им в рассказе «кавказ» . у героя и героини тайный роман. они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. и этот побег им удается. с системы антитез бунин ярко противопоставляет осень в москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев. но подлинная трагедия происходит не здесь. это трагедия третьего – обманутого мужа. о нем известно немного. со слов героини, у него «жестокий, самовлюбленный характер» . он как-то сказал ей: «я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера! » затем герой встречает его на вокзале, где он провожает свою жену. у него высокая фигура, широкий шаг, он заботливо устраивает жену в вагоне. наконец короткими, бесстрастными словами автор описывает, как он искал жену и, не найдя ее нигде, застрелился в номере гостиницы. создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. у него «жестокий, самолюбивый характер» ? но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. так за строками рассказа бунина виден сильный и мужественный человек, , потому что его обманули, предали. особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны. и. а. бунин рисует читателям трагедию любви как неповторимый художник самых тонких чувств и человеческих переживаний.