1. Алишер Навои - тюркский поэт, суфий, государственный деятель тимуридского Хорасана.
2. Алишер Навои трижды занимал различные государственные посты: 1) должность мухрдара (хранителя печати); 2) должность главного визиря; 3) должность правителя Астрабада.
3. Хамса — произведение тимуридского поэта Алишера Навои, написанное им в XV веке на чагатайском языке.Представляет собой поэтический ответ на Хамсе персидского поэта Низами Гянджеви. Название сборника дано самим Навои, которое он интерпретировал как кисть руки (панжа), «Панж ганж» (пять сокровищ) и ладонь Бога.
«Смятение праведных» («Хайрат аль-абрар», написана в 1483), «Лейли и Меджнун» (написана в 1484), «Фархад и Ширин» (написана в 1484), «Семь планет» («Саб’аи сайяра», написана в 1484), «Искандерова стена» («Садди-Искандари», написана в 1485).
Особенность бытия состоит именно в отсутствии идеалов как таковых, здесь властвует грубость, низость, бездуховность, оскорбления.
Может быть, по началу комедия и кажется сложной, а ее герои однообразными, но если внимательно вникнуть в текст комедии, начинаешь совершенно по-другому воспринимать происходящее.
Мне нравится это бессмертное произведение, потому что оно действительно актуально в наши дни. Оглянитесь, сколько вокруг нас таких митрофанушек с богатыми папеньками и маменьками, которые и сейчас не хотят ни учиться, ни работать, живут на всём готовеньком и в ус не дуют.
Митрофанушка - главный герой, он и есть "недоросль", разбалованный родителями. Его отец - Простаков во всем подчиняется своей жене и не имеет права голоса в семье, именно от матери Митрофанушки зависит все, что происходит в жизни этого семейства.
Основная мысль и идея - осуждение дворянского воспитания, ведь недоросль - это молодой дворянин, который не получил документа об образовании, их не принимали на службу, и им не разрешалось вступать в брак. Митрофанушка - именно образец такого недоросля, который на вопрос "Дверь - это прилагательное или существительное?" совершенно серьезно спрашивает: какая дверь? А далее он объясняет, что дверь, которую приложили, прилагательное, а дверь, которая в чулане стоит, пока еще существительное. Ну не смешно ли?
А теперь посмотрите вокруг, разве исчезли они, митрофанушки, из нашего общества? Нет, по-моему, их стало еще больше.
Автор в своей комедии показал государство в миниатюре. Он нарисовал, и очень талантливо, все слои общества: мир крепостных мы воспринимаем через образы крепостных Палашки и няни Еремевны, жизнь их безрадостна, однообразна и по большей мере несчастна; следующий слой общества - сам Митрофанушка и его учителя; некоторую прослойку образуют Правдин и Милон; наконец, сословие помещиков Простаковы-Скотинины. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что Фонвизин соединил поместье крепостников - "скотный двор" - высший свет - императорский двор.
Таков восемнадцатый век в бессмертной комедии Фонвизина "Недоросль".