Мудрые пословицы оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц: Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится. Пословица - всем делам Без пословицы не проживешь. Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию» .
Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Любишъ кататься, люби и саночки возитъ. Хочешь естъ калачи, не лежи на печи.
А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл: Семь раз примерь, один раз отрежъ. В болъшом деле и маленькая дорога. За двумя зайцами погонишъся - ни одного не поймаешь
Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение. После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно. Стремясь к наиболее яркой выразительности, пословица довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет. Речи как мёд, а дела как полынь. Чужая душа - потёмки.
В носу свербит – к радостной вести. В одной избе разными вениками не мети: разойдется по углам богатство. В покое, где лежит покойник, не метут до выноса его. В поле не в дуброве: за сук не зацепишь. В полнолуние солени не солить, ничего впрок не готовить. В правом ухе звенит – добрый помин; в левом – худой. В правом ухе звенит – к добрым вестям, в левом – к худым. В своей земле (избе) никому пророком не быть. В чох, да в жох, да в чет не больно верь. В чужом доме поперхнешься – через год опять там будешь. Вавило, не руби мотовила: хозяйка помрет (из побаски, где хозяйка, от лени, застращала мужа, чтоб не делал мотовила). Ведьма в ступе высидела. Ведьма тот же оборотень. Ведьма ребенка унесла. Его ведьма заела. Ведьма корову выдоила, испортила (кровью доится). Во время мора девка ночью бьет сполох (набат), чтоб напугать ведьму (Ниж. Лук. уез.). Во время новолуния не кажи луне пустой мошны: век пуста будет. Вода свое возьмет. У воды нос остер. Волки воют под жильем – к морозу или к войне. Вольно бабе ворожить. Вор ворует – стены покидает, а огонь все пожирает. Ворожба не молотьба: не красна ей изба. Ворожбиту грош, а больному тож (т.е. Не легче).
Сюжетной основой «Песни о вещем Олеге» послужила легенда о смерти Олега, киевского князя, записанная в «Повести временных лет». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли. Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге"«Песнь о вещем Олеге» была написана в 1822 году. Жанр — легенда. Сюжетной основой «Песни о вещем Олеге» послужила легенда о смерти Олега, киевского князя, записанная в «Повести временных лет». Киевскому князю Олегу, прозванному в народе «вещим» за мудрость, волхв, «кудесник», предрекает: «примешь ты смерть от коня своего». Испугавшись страшного пророчества, князь расстается со своим верным боевым другом-конем. Проходит много времени, конь умирает, а князь Олег, вспомнив о предсказании, с гневом и горечью решает, что волхв обманул его. Придя на могилу старого боевого друга, Олег сожалеет, что им пришлось так рано расстаться. Однако оказывается, что кудесник не клеветал, и пророчество его исполнилось: ядовитая змея, выползшая из черепа коня, ужалила Олега. В легенде о князе Олеге и его коне Пушкина заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда кажется, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя. В стихотворении звучит еще одна тема, чрезвычайно важная для поэта, —темапоэта-пророка, тема поэта — провозвестника высшей воли. Так, князь говорит кудеснику: Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. И слышит в ответ: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен.
Жанр произведения . Кульминационным есть момент, когда змея кусает Олега и он понимает суть повествования волхва... В основе стихотворения лежит летописный рассказ, приведенный Карамзиным в главе V тома I «Истории Государства Российского» «Вещий Олег» — первый киевский князь, правил в 879—912 гг. Прозван «вещим» после победоносного похода в 907 г. на греков. «Хозары» — кочевой народ, некогда обитавший на юге России.«Твой щит на вратах Цареграда» — Воины Олега в знак победы над греками повесили свои щиты на вратах Цареграда, столицы Византии.«Игорь Рюрикович» — великий князь киевский в 912—945 гг.«Ольга» — жена Игоря, правившая после смерти Игоря. Рефрен. Мне кажется для того, чтоб сгустить краски над его смертью и величием подвигов... Чтоб передать контраст между тем, когда они поминали подвиги с радостью о победе и когда поминали с горем о смерти Игоря... 6.Архаизмы используются в поэтической речи для создания высокого стиля и для того, чтоб максимально передать тот период...
людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают
беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа,
его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и
стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал
значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения
пословиц:
Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.
Пословица - всем делам
Без пословицы не проживешь.
Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы
использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно
было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет
значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей
форме, во-вторых, по своему содержанию» .
Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как
жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам
использовать при работе с ними иллюстрации. К уроку
подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его
деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор
урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных
по значению, по смыслу:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишъ кататься, люби и саночки возитъ.
Хочешь естъ калачи, не лежи на печи.
А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций,
раскрывающих её смысл:
Семь раз примерь, один раз отрежъ.
В болъшом деле и маленькая дорога.
За двумя зайцами погонишъся - ни одного не поймаешь
Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и
осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование
иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей,
развивает образы мышления, творческое воображение.
После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и
иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно.
Стремясь к наиболее яркой выразительности, пословица довольно часто
прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы
или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.
Речи как мёд, а дела как полынь.
Чужая душа - потёмки.