Коли я читав повість А. Я. Чайковського "За сестрою", мені здавалося, що переді мною постав герой-богатир з раніше читаних українських дум. Хоч Павлусю було лише п'ятнадцять років, але він часто потрапляє, а потім вибирається із ситуацій, з яких йому, здавалося б, вибратися не під силу. Я розумію, що автор явно перебільшує фізичні можливості свого героя, але, певно, він намагався довести нам, сьогоднішнім, що такі молоді герої — окраса історії України! І ми вже не помічаємо цього перебільшення, бо образ Павлуся захоплює нас, викликає особливу симпатію; його хочеться наслідувати і бути на нього схожим. Ось Павлусь вирушає в далекі й небезпечні мандри на пошуки сестри, яку щиро любив. Ні лихі часи, ні повна невідомість не зупиняють юного героя, бо його надихають рішучість і сміливість старших співвітчизників-запорожців. Він намагається насамперед собі довести, що гідний їх, вірних захисників нашої землі від татарських набігів. Андрій Чайковський не ідеалізує Павлуся. Хоч, звісно ж, у першу чергу, наділяє його найкращими рисами, за які хлопця не можна не полюбити. Щодо мене, то я схиляюсь перед патріотизмом сміливого Павлуся, його присягою на вірність рідному краєві, яка звучить у внутрішніх монологах героя, а також перед щирістю та м'якістю душі, теплотою та ніжністю почуттів. Навіть те, що він нібито поступається совістю і вдається до хитрощів і обману татарина, який хотів повернути хлопця до двору Сулеймана, можна виправдати. Ним керувала мета будь-що вижити, щоб здійснити свою мрію — знайти сестричку Ганнусю і визволити її з неволі. Цій благородній меті були підпорядковані всі його вчинки і поведінка, поки не здійснилася його зустріч з сестрою. Отже,образ Павлуся надовго запам'ятається не тільки мені, а й моїм одноліткам, бо хвилює й сповнює душі щирою любов'ю до рідної землі та її історії.
Бежин луг как судьба россии есть в классике рассказы (почему-то именно рассказы, а не романы, не эпопеи), которые больше чем просто , даже классическая. это рассказы-пути, рассказы-предвидения. это рассказы, определяющие что-то важное, может быть самое главное в судьбе. рассказы эти выстроены характерами, причем не любыми характерами, ибо л ю б ы х – много, на них держится вся остальная , а именно что судьбоносными характерами, емко и сполна определяющими то, без чего россию уж точно никак не понять. и ведь не специально выдуманы или подогнаны эти характеры, эти типы, тут же становящиеся архетипами, а счастливейше угаданы из сотен тысяч других душою художника. редко, но все же удавалось писателям создавать такие рассказы. чтобы скорее быть понятым, назову сразу некоторые из них. это «очарованный странник » лескова. это «алеша бесконвойный» шукшина. это, наверное, и солженицинская матрена. это и гениальный рассказ-очерк владимира короленко «река играет» с его вечно пьяным героем-перевозчиком, в минуту опасности вдруг мгновенно трезвеющим и спасающим гибнущих в буре людей. вот когда он воистину красив, могуч, великолепен, этот былинный богатырь, вот когда в нем пробуждается а потом, увы, когда река «не играет», герой опять пьет и спит – до очередной бури. наверное, подобных рассказов и образов численно больше в нашей классике, но и те, о которых я сказал здесь, позволяют выстроить некоторый судьбинный, промыслительный ряд. и особое место в этом ряду занимает любимый мой (да не только мой, конечно! ) рассказ ивана сергеевича тургенева «бежин луг». не стану говорить о прекрасном языке рассказа, о его лиричности и – лаконичности одновременно, о высоте и мягкости тона, а также об окончательной и ясной определенности сказанного автором в знаменитых описаниях природы. да об этом тома написаны! без ритма и языка писатель вообще немыслим, но не о том сейчас речь. хочу сказать о своем ощущении света и трагедии одновременно, радости и боли, заключенных в этом кратком шедевре. откуда они возникают? почему так магически и страшно поднята здесь тема воды, темной воды россии? отчего так ужасающи и неодолимо притягательны в то же время все эти овраги и бучила, где злодеи топят добрых людей? отчего так таинственна эта темная река, где тонут дети, оставляя безутешными своих матерей и где прочится гибель одного из юных героев рассказа? эта тема темной стихии не находит однозначной разгадки. , автор и не стремился объяснить ее до конца – да и возможно ли? он просто гениально показал нам – через детские байки, страшилки и поверия – все то темное, что живет в природе и в душе человеческой. живет как рок, как некая данность, могущая преображаться лишь творческими усилиями человека: через сказку, песню, бывальщину. и тогда она становится не такой уж и страшной, хотя до конца избыть ее, эту темную стихию, не удавалось и не удается никому. но ведь и света, истинного света в рассказе сколько! и светлое ощущение от рассказа неизбывно, неизменно у многих поколений читателей, оно-то и смягчает глубинную, глубоко скрытую трагичность повествования. тут вправе меня спросить – а в чем, собственно, трагичность «бежина луга»? да ведь, кажется, и нет ее вот сидят у костра в ночном пятеро деревенских , пасут коней, варят картошку в котелке, коротают ночь в байках и деревенских страшилках… и все. нет, не все! тургенев не случайно так пристально вглядывается в лица и характеры этих , ибо они-то и есть – россия. многоликая, многоочитая, таинственная в своих судьбах россия.