Я очень люблю русскую народную песню. В ней чувствуется душа нашего народа: нежная, грустная и веселая, всегда оптимистически настроенная на будущее. Если у меня плохое настроение, я слушаю записи с русскими народными песнями, и всегда настроение поднимается. Мне немножко грустно от мысли, что этот вид искусства в наши дни как бы уходит на второй план. Средства массовой информации, радио и телевидение передают в основном зарубежные песни и музыку. Поэтому создание в нашем дворе клуба народной песни было для меня очень радостным событием. Каждое воскресенье вечером я хожу на самодеятельные концерты русской песни. Это для меня настоящий праздник. Каждый раз я восхищаюсь нашими гармонистами и баянистами. Удивительные и прекрасные люди! Истинные творцы! Все они работают и приходят в клуб после нелегких трудов. Руки у них мозолистые, могучие, все они самоучки и играют в основном по слуху. Они, как и профессиональные музыканты, играют не глядя на инструмент и улыбаются зрителям. — Я считаю, что настоящее народное творчество нетрудно отличить от подделок под него, — резонно говорит мне мой сосед по квартире сталевар Николай Михайлович Соколов. —- Ты вот приглядись, как наша Антонина Петровна во время танца руками всплескивает и в ладоши ударяет. Это, как говорится, с молоком матери только передается. Надо однажды в детстве увидеть, почувствовать и полюбить на всю жизнь. Куда там эстраде со всеми светомузыками... И я понимаю, что народное творчество — как улыбка родного человека, непосредственная и светлая, которая разительно отличается от профессиональной улыбки актера, например, или делового человека. Народное творчество вызывает в нашей душе самые добрые чувства. Оно не только радует, но и объединяет. Например, в новогодние праздники молодежь нашего двора собралась в клубе народной песни. Гармонисты отложили на время в сторону свои инструменты, дав нам возможность потанцевать под современную музыку. Включили магнитофон, клуб наполнился “тяжелым роком”. Я подумала, что сейчас начнется настоящее веселье, танцоры проявят себя в темпераментном танце. Но вышла одна пара, другая, стали подергиваться в такт, но чувствовалась какая-то скованность, неестественность в их движениях. Вскоре магнитофон выключили и заиграли гармонисты. Атмосфера сразу переменилась. Мы пели и танцевали вместе с членами клуба народной песни, и вечер замечательно. Было весело. Да, народная песня не только веселит, но и сплачивает сердца. После того новогоднего вечера молодежь стала чаще заглядывать на посиделки клуба народной песни. Недавно был организован совместный концерт молодежи и пожилых людей. Девушки зажигательно пели частушки, а парни играли на баянах и гармонях. Концерт завершился общим хороводом. Сердца участников концерта и зрителей словно распахнулись навстречу друг другу. Такая уж наша русская песня! Даже те, кто не знал слов, подпевали припев, как хорошо знакомый текст. И обстановка в клубе была такая, как будто все друг другу родные люди. На посиделках клуба я узнала много нового о русском народном творчестве. Оказывается, существует много подделок под народное творчество, в основном это делается с корыстной целью. Ансамбли берут тему народной песни или танца и делают эффектный эстрадный вариант. И хотя все музыканты в народных костюмах, а в руках у них народные инструменты, от народного творчества это далеко отстоит. Народное творчество естественнее проявляется на различных посиделках в клубах, в городских парках, в местах народных гуляний, нежели на эстраде. На то оно и народное творчество. И задачи перед ним стоят гораздо благороднее, чем перед массовой культурой. Оно призвано сохранить и продолжить в нашем народе все доброе и светлое, что накоплено предыдущими поколениями россиян.
Ну, вот, к примеру: "Стародум: Друг мой! Что сказал я о дворянине, распространим теперь вообще на человека. У каждого свои должности. Посмотрим, как они исполняются, каковы, например, большею частию мужья нынешнего света, не забудем, каковы и жены. О мой сердечный друг! Теперь мне все твое внимание потребно. Возьмем в пример несчастный дом, каковых множество, где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности; где каждый с своей стороны своротили с пути добродетели. Вместо искреннего и снисходительного друга, жена видит в муже своем грубого и развращенного тирана. С другой стороны, вместо кротости, чистосердечия, свойств жены добродетельной, муж видит в душе своей жены одну своенравную наглость, а наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. Оба стали друг другу в несносную тягость. Оба ни во что уже ставят доброе имя, потому что у обоих оно потеряно. Можно ль быть ужаснее их состояния? Дом брошен. Люди забывают долг повиновения, видя в самом господине своем раба гнусных страстей его. Имение растощается: оно сделалось ничье, когда хозяин его сам не свой. Дети, несчастные их дети, при жизни отца и матери уже осиротели. Отец, не имея почтения к жене своей, едва смеет их обнять, едва смеет отдаться нежнейшим чувствованиям человеческого сердца. Невинные младенцы лишены также и горячности матери. Она, недостойная иметь детей, уклоняется их ласки, видя в них или причины беспокойств своих, или упрек своего развращения. И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет? В минуты, когда мысль их обращается на их состояние, какому аду должно быть в душах и мужа и жены! "
Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. «Линяние» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства. Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях: по закону 1736 г. срок учения недоросля продолжено до 20 лет. Тот же закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами. Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную им науку. Эти люди не понимали своего дворянского положения, а в положении сословия происходил перелом, требовавший полного к себе внимания. Образованные русские люди того времени настойчиво твердили, что всему русскому дворянству необходимо знание гражданских законов и состояния собственного отечества, русской географии и истории. В ту же осень, когда впервые был сыгран «Недоросль», в Петербурге была создана комисс ия об учреждении народных школ в России. И понятно, что Фонвизин, как активный деятель Просвещения, не мог не участвовать в обсуждении проблем образования и воспитания в стране. По этому так много места занимают эти проблемы в его комедии « Недоросль». Итак, Митрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки - его собственная мать. В «Недоросле» показана зажиточная дворянская семья екатерининского времени в абсолютно хаотическом состоянии. Все понятия здесь перевернуты вверх дном; все чувства вывернуты наизнанку; во всем гнет и произвол, ложь и обман, и круговое поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает. Хозяйка дома Простакова - смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна, поэтому учителя, выбранные для сына, на самом деле, недоучившийся семинарист, отставной солдат и просто кучер. Чему могут научить они Митрофана? Однако для Простаковой это не имеет никакого значения. Даже портной у нее на самом деле нигде не учился портняжному делу. Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает: достаточно только приказать, и ее портной сам научится мастерству. Самодурс тво Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье является закономерным. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и домашнего учителя такого же, как собственная мать. В конце комедии Митрофан с большой легкостью отказывается от родной матери. Воспитание изуродовало его беззлобный, в сущности, характер. По мнению П. А. Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью» Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина. Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка. Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым есть отечество, которому служить», «великий государь, есть государь премудрый», «совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает». Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – «Друг честных людей или Стародум» В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше ущербное телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных игр: «Кто хочет стать миллионером» и «Слабое звено». И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующие глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.
Каждый раз я восхищаюсь нашими гармонистами и баянистами. Удивительные и прекрасные люди! Истинные творцы! Все они работают и приходят в клуб после нелегких трудов. Руки у них мозолистые, могучие, все они самоучки и играют в основном по слуху. Они, как и профессиональные музыканты, играют не глядя на инструмент и улыбаются зрителям.
— Я считаю, что настоящее народное творчество нетрудно отличить от подделок под него, — резонно говорит мне мой сосед по квартире сталевар Николай Михайлович Соколов. —- Ты вот приглядись, как наша Антонина Петровна во время танца руками всплескивает и в ладоши ударяет. Это, как говорится, с молоком матери только передается. Надо однажды в детстве увидеть, почувствовать и полюбить на всю жизнь. Куда там эстраде со всеми светомузыками...
И я понимаю, что народное творчество — как улыбка родного человека, непосредственная и светлая, которая разительно отличается от профессиональной улыбки актера, например, или делового человека.
Народное творчество вызывает в нашей душе самые добрые чувства. Оно не только радует, но и объединяет. Например, в новогодние праздники молодежь нашего двора собралась в клубе народной песни. Гармонисты отложили на время в сторону свои инструменты, дав нам возможность потанцевать под современную музыку. Включили магнитофон, клуб наполнился “тяжелым роком”. Я подумала, что сейчас начнется настоящее веселье, танцоры проявят себя в темпераментном танце. Но вышла одна пара, другая, стали подергиваться в такт, но чувствовалась какая-то скованность, неестественность в их движениях. Вскоре магнитофон выключили и заиграли гармонисты. Атмосфера сразу переменилась. Мы пели и танцевали вместе с членами клуба народной песни, и вечер замечательно. Было весело. Да, народная песня не только веселит, но и сплачивает сердца.
После того новогоднего вечера молодежь стала чаще заглядывать на посиделки клуба народной песни. Недавно был организован совместный концерт молодежи и пожилых людей. Девушки зажигательно пели частушки, а парни играли на баянах и гармонях. Концерт завершился общим хороводом. Сердца участников концерта и зрителей словно распахнулись навстречу друг другу. Такая уж наша русская песня! Даже те, кто не знал слов, подпевали припев, как хорошо знакомый текст. И обстановка в клубе была такая, как будто все друг другу родные люди.
На посиделках клуба я узнала много нового о русском народном творчестве. Оказывается, существует много подделок под народное творчество, в основном это делается с корыстной целью. Ансамбли берут тему народной песни или танца и делают эффектный эстрадный вариант. И хотя все музыканты в народных костюмах, а в руках у них народные инструменты, от народного творчества это далеко отстоит. Народное творчество естественнее проявляется на различных посиделках в клубах, в городских парках, в местах народных гуляний, нежели на эстраде. На то оно и народное творчество. И задачи перед ним стоят гораздо благороднее, чем перед массовой культурой. Оно призвано сохранить и продолжить в нашем народе все доброе и светлое, что накоплено предыдущими поколениями россиян.