Петербургский период (лето 1817 весна 1820) жизни А. С. Пушкина проходит бурно: формально числясь по Коллегии иностранных дел, поэт не обременен службой, предпочитая ей театр, дружеские пирушки, светскую жизнь, короткие "романы" и частые дуэли, резкие стихи, остроты и эпиграммы. По убеждению, разделяемому как Карамзиным, так и людьми декабристского склада, Пушкин ветрен, легкомыслен и едва ли достоин своего поэтического дарования. В то же время продолжается дружба Пушкина с П. Я. Чаадаевым и другими известными поэтами и писателями того времени, он общается с убежденным противником крепостничества Н. И. Тургеневым (воздействие его взглядов ощутимо в стихотворении "Деревня", 1819), пишет стихи в высокой гражданственной традиции ("Вольность", 1818), отказывается (не без влияния П. А. Катенина) от безоглядного карамзинизма и отдает должное исканиям поэтов - архаистов; через Дельвига знакомится с Е. А. Баратынским и П. А. Плетневым. Молодежью студентами и вольнодумцам того времени Пушкин осознается как признанный лидер. Итогом этих лет стала поэма "Руслан и Людмила" (отдельным изданием опубликована в начале августа 1820), явившаяся исполнением поэтического заказа эпохи, над которым тщетно бились Жуковский и Батюшков.
Итак, если воссоздать историческую картину, то дело было так. Богатырь Святогор на коне никак не мог догнать Микулу Селяниновича, который и не на коне был вовсе, а шел пешком. Нес за плечами сумку-мешок. Долго догнать не мог Святогор крестьянина этого. Да и сумку Микулы не так-то просто взвалить на свои плечи! В чем же дело? Микула - не простой селянин-то, а воплощение земли-матушки, всей зилы земли русской. Вот почему в этой истории не просто богатырю было догнать этого человека. Элемент волшебства присутствует.
Итак, если воссоздать историческую картину, то дело было так. Богатырь Святогор на коне никак не мог догнать Микулу Селяниновича, который и не на коне был вовсе, а шел пешком. Нес за плечами сумку-мешок. Долго догнать не мог Святогор крестьянина этого. Да и сумку Микулы не так-то просто взвалить на свои плечи! В чем же дело? Микула - не простой селянин-то, а воплощение земли-матушки, всей зилы земли русской. Вот почему в этой истории не просто богатырю было догнать этого человека. Элемент волшебства присутствует.