Крепостные крестьяне во времена крепостного права убегали от своих помещиков на окраины страны, где их не могли "достать" власти и становились вольными крестьянами. Позже, власти России заключили с ними сделку. Крестьяне остаются вольными, правительство их не трогает, но за это они должны охранять границы государства, а в случае войны поставлять для Российской армии за свой счет (то есть со своими конями, обмундированием и оружием) конные подразделения. Этих людей и называли казаками.
Сказка о черном колдовстве ведьмы и о постигшей ее каре. Сказка защищает прямодушие и невинность, казнит обман и коварство. Проникновенное причитание матери над убитыми сыновьями передает ее бесконечное страдание. Дивным светом поэзии сказка осветила кроткое, преданное и трепетное сердце матери. Это поэзия высокая и чистая, характерная для сказок на стадии развитого поэтического сознания народа.
Вместе с тем сказка донесла до нас весьма древние поверья. От древних представлений, далеких от чисто художественного вымысла, идет часть повествования в сказке, где говорится о ведьме и о её черном волшебстве. Древней магией и колдовством веет от слов ведьмы: «Плыви ты белою уточкою!» , от рассказа, как она хлопает свою жертву по спине. Ведьма знает магическое средство обращать все живое в мертвое: стоит ей лишь обвести жертву мертвой рукой Таким образом, можно сказать, что сказка сохраняет древние превратные представления людей о возможности обращения человека в животное, поверья о ведьмах, о колдовстве. В сказке ясно говорится об обрядовых действиях, сопровождаемых заговором. Такие обряды должны были обезвредить чёрные силы, подчинить их воле человека. Это и есть тот древний пласт, который сказка донесла до нас с незапамятных времен.
века просто пестрит примерами лжи во благо. Эта тема актуальна во все времена, поэтому многие известные писатели тоже затрагивали и развивали её.
Максим Горький написал пьесу "На дне". В ней также была затронута тема лжи во благо. Главный герой пьесы Лука считал, что "сладкая ложь" может облегчить жизнь каждому человеку. Он говорил, что не стоит оглушать человека "обухом" правды. Лука убеждал всех людей вокруг него, что сладкая ложь может человеку поверить во что-то лучшее и тем самым поменять свою жизнь. Он считал, что самообман может переносить любые трудности намного легче. Но стоит отметить, что Лука не отрицал, что даже горькую правду иногда говорить всё же стоит. В пьесе "На дне" часто можно увидеть фразы, которые произносит Лука в адрес ночлежников и других людей, живущих так же, как и они: "Эхе-х… Господа люди! Что же с вами будет?" Несмотря на то, что старец всегда стремился к лучшему, чистому и хорошему, он всё равно с печалью говорил о скорбной жизни человека.