1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.
1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб U┴
Хорей ┴U
Анапест UU┴
Амфибрахий U┴U
Дактиль ┴UU
Дольник
Верлибр / свободный или белый стих/
Акцентный стих.
┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.
Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:
О как на склоне наших дней 8 слогов
Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма
Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов
Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма
В) Рифмы
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:
Знали бы вы,
Ближний и дальний,
Как головы
Собственной жаль мне-
Бога в орде!
Степь, каземат-
Рай – это где
Не говорят!
Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.
И крутится в моём мозгу:
Мазурка, море, смерть, Марина
4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
5) Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/
6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
- сам автор
- рассказ от лица персонажа
- автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.
так?
в рассказе «После бала» читатели знакомятся с молодым человеком Иваном Васильевичем, который беззаветно был влюблен в дочь полковника Б, Вареньку. Он готов был совершать глупейшие поступки и подвиги, ради возлюбленной. Даже, ее отец, казался ему образцом добродетели. Любовь кружила ему голову. А жизнь светилась нежно – розовыми тонами.
Он был счастлив. Ничего и никто не смущало его радости. Иван Васильевич, считал, что так будет всегда, и он по всей жизни пройдет рука об руку с Варенькой. Так было вечером. Чувства переполняли героя и рано утром, не в силах более находиться дома, он отправился бродить по улицам. Он и не заметил, как оказался на площади, где происходило какое-то странное действо. Иван Васильевич, не сразу понял, что это. А распознав суть происходящего, пришел в ужас. На площади, сквозь строй, гнали татарина, который сбежал из армии. Каждый из солдат, стоящих в шеренге должен был с силой ударить его по спине.
Командовал процедурой отец Вареньки - полковник Б. Один из солдат промахнулся и ударил ни с такой силой, которая была нужна начальнику. Полковник подошел к промахнувшемуся, и стал перчаткой, бить его, по лицу. Его лицо, при этом, было искаженно злобной гримасой. Это был совсем не тот благодушный, добрый старик, которого молодой герой, видел вечером, на балу.
Разительная перемена, которая произошла, настолько проникла в душу Ивана Васильевича, перевернула его мировые устои, нарушило гармонию и порядок человеческого осмысления. Это утро, изменило всю жизнь юноши. Он повзрослел, за эти несколько минут, и стал оценивать человека, не только, по его внешним качествам.