Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства, - все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его. В. Г. Белинский. О поэме Тургенева Параша. - "Отечественные записки, 1843, № 5. На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. /.../ Что за человек! /../ Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, - я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе. Ф. М. Достоевский - брату Михаилу. 16 ноября 1845 г. Третьего дня Анненков читал у нас вечером Вашу комедию "Где тонко, там и рвется. Без преувеличения скажу Вам, что вещицы более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать. Н. А. Некрасов - Тургеневу. 12 сентября 1848 г. "Записки охотника/.../ отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представ-ляется вам как откровение. Ф. И. Тютчев - жене. 13 сентября 1852 г. Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике. Н. Г. Чернышевский. Разговор отчасти литературного, а более не литературного содержания. Певец чистой, идеальной женской любви, г. Тургенев так глубоко за-глядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает ее и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром любви рисует ее лучшие мгно-венья, что /.../ и наше собственное сердце млеет и замирает от томного чувства и благодатные слезы не раз подступают к глазам. Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день.
Произведение названо "Кавказский пленник" (в единственном числе! ) Л. Н. Толстым не случайно. Он тем самым подчёркивает типичность ситуации: любой солдат на Кавказе мог попасть в плен и стать "кавказским пленником", и содержался бы он вот в таких примерно условиях. Два героя рассказа - это два пути поведения в плену. Иными словами, КАЖДЫЙ "кавказский пленник" может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН! ) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!
В основе произведения Л. Н. Толстого "Кавказский пленник" - рассказ о подлинных событиях, дополненный писательской фантазией. Российский офицер Ф. Ф. Торнау, побывавший в плену у кавказцев, в своих воспоминаниях поведал о том, как он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой: в его произведении появилась девочка Дина, которая прибегала проведать пленника и приносила еды. Из своей жизни писатель взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен. Конечно, персонажи произведения Толстого вымышленные, но "прелести" кавказского плена испытали на себе многие русские солдаты и офицеры ещё в XIX веке. Чтобы придать истории большую достоверность, писатель и назвал её былью.