В романе можно наблюдать такие сюжетные линии, как:
Гринев в детстве, юношестве.
Гринев и первая встреча с Пугачевым.
Отношения Гринева и Савельича
Любовь между Гриневым и Марией Мироновой.
Взаимоотношения Гринева и Швабрина.
Семейная жизнь коменданта и его жены.
Пугачевщина и бунт крестьян.
Военные действия против пугачевцев.
Клевета Швабрина и суд над Гриневым.
и милость Пугачева по отношению к Гриневу.
В романе А. С. Пушкина переплетены две сюжетные линии: любовь и благородство. Герои повести «Капитанская дочка» отражают сущность человеческой души, показывают, как добрые и плохие намерения могут сыграть против человека и, наоборот ему. Прочитав роман, многие задумываются над тем, что честь – одно из главных качеств, которое должно стоять на первом месте и присутствовать в каждом человеке.
Гринёв в повести «Капитанская дочка» - главный герой. Он олицетворяет человеческое благородство, честь и достоинство, которое он нёс с гордостью и величием. Для того чтобы дать чёткую характеристику этому герою, необходимо вспомнить основные события, происходящие в «Капитанской дочке».
1. Назовите автора произведений "Последний поклон", "Царь- рыба".
1. В.Белов.
2. В.Тендряков.
3. В.Астафьев.
4. В.Распутин.
5. С.Залыгин.
2. Назовите автора статей: "Что такое обломовщина?", "Когда же придёт настоящий день?", "Луч света в тёмном царстве".
1. Н.А.Добролюбов.
2. Л.И.Писарев.
3. В.Г.Белинский.
4. А.И.Герцен.
5. А.И.Гончаров.
3. Укажите, какие произведения принадлежат перу А.Солженицына.
1. "В окопах Сталинграда", "Крик".
2. "Огниво", "Точка кипения".
3. "Матрёнин двор", "В круге первом".
4. "Факультет ненужных вещей".
5. "Колымские рассказы", "Чёрные камни".
4. Кому из критиков принадлежат статьи о романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"?
1. Д.И.Писареву.
2. В.Г.Белинскому.
3. Н.А.Добролюбову.
4. А.И.Герцену.
5. П.В.Анненкову.
5. В каком произведении М.Булгакова слышится предупреждение о том, что нарушение естественного хода вещей приводит к необратимым последствиям?
1. "Роковые яйца".
2. "Собачье сердце".
3. "Белая гвардия".
4. "Мастер и Маргарита".
5. "Зойкина квартира".
6. Укажите писателя, перу которого принадлежит повесть "Обелиск".
1. В.Быков.
2. В.Гроссман.
3. Ю.Бондарев.
4. Г.Бакланов.
5. В.Некрасов.
7. Назовите литературное течение, возникшее в русской литературе, начала XX века, которому было свойственно... "приятие земного мира в его зримой конкретности. Острый взгляд на подробности бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания и вещного мира".
1. Акмеизм.
2. Футуризм.
3. Символизм.
4. Реализм.
5. Натурализм.
8. Кто из действующих лиц комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" произносит следующие слова:
"Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли"?
1. Чацкий.
2. Скалозуб.
3. Молчалин.
4. Фамусов.
5. Репетилов.
9. Кто из героев романа М.Ю.Лермонтова был "... такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе недавно"?
1. Печорин.
2. Максим Максимыч.
3. Грушницкий.
4. Бернер.
5. Вулич.
10. Назовите автора трагедии "Ариадна".
1. А.Ахматова.
2. К.Бальмонт.
3. Б.Пастернак.
4. М.Цветаева.
5. Н.Гумилёв.
Объяснение:
Действие в этом эпизоде развивается со все нарастающей энергией.
С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления.
С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя.
Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы "городничий и все садятся" по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить среди графов и князей даже министра, "городничий и прочие с робостью встают со своих стульев".
Слова: "И точно, бывало, как прохожу через департамент - просто землетрясение, все дрожит и трясется как лист" - сопровождаются ремаркой: "Городничий и прочие трясутся от страха".
В конце сцены городничий, "подходя и трясясь всем телом, силится выговорить" что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.
Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, его подстегивают и заносят испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений. Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях в литературе. "Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что и, наконец, о том, что Пушкин "большой оригинал".
Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик. Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль хоть немногим повыше той, которая уготована ему судьбой, в эту "лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни",Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком "государственным".
Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков.
Эта болтовня укрепляет их веру, что присланный к ним ревизор - значительное лицо, "государственный человек", вельможа.
"Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят".
Вот она, кульминация - кульминация комедии. Городничий и чиновники дошли до панического состояния, открыв значительность положения и строгость нрава своего гостя, который, в свою очередь, достиг предела в полете фантазии.
Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестко.
Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии.