1-Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано. 2-И видно не барин: как ехал с болота, Так рядом с Гаврилой... 3-О милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей... 4-Рабочий расставит, разложит снаряды — Рубанки, подпилки, долота, ножи: “Гляди, чертенята!” А дети и рады, Как пилишь, как лудишь — им все покажи. 5-Довольно, Ванюша! гулял ты немало, Пора за работу, родной — Но даже и труд обернется сначала К Ванюше нарядной своей стороной.
Снегурочка. Хрупкая, невинная, нечеловечески прекрасная девушка, волшебное дитя — вот она, несуществующая tabula rasa, уставшая от своей чистоты. Ее можно назвать богиней, что стала смертной, желая узнать любовь — и погибла, не выдержав этого огня (старый сюжет, и «Русалочка» Андерсена отсюда).
Красивая и язычески дикая сказка. Песни Леля, солнечного красавца, выманили Снегурочку к людям. Ее красота многих свела с ума, но пустота сердца отталкивала. Ради внешней красоты Снегурочки сластолюбец Мизгирь бросил свою невесту Купаву, но Купава нашла свое счастье с Лелем, который оценил ее внутренний огонь. А потом Снегурочка выпросила любовь у матери, и ответила на чувства Мизгиря — и растаяла, принесенная в жертву солнцу.
Сложновато… и правда, опера — опера всегда была тяжелым видом искусства. Столько всего накручено. Гремящая идейность валится на зрителя, оглушая. А что же было на самом деле? Лель с его песнями — кто он? Избалованный женским вниманием красавчик? Почему выбрал Купаву Чего добивался от Снегурочки, почему вызвался пробудить в ней любовь — тщеславие взыграло? А Мизгирь? Бросил невесту, увидев красивую девушку — негодяй? Прыгнул с обрыва — истерик? Не складывается одно с другим… персонажи совершают поступки не сообразно с заявленным характером, а подчиняясь идее.Снегурочка — дочь Деда Мороза и красавицы Весны. Ее ледяное сердце еще никогда не ведало простых человеческих радостей, никогда не знало любви. Лишь дар матери-Весны открыл девушке богатство окружающего мира, растопил сердце холодной красавицы — но погубил ее.
Философия выверена до мелочей еще Островским. А психологию, видимо, решили принести в жертву. Ради общего блага, как и Снегурочку — чтобы Ярило вернул берендеям свое расположение. Оправданы ли эти две жертвы?..
Пушкин для Достоевского «народный поэт», выразивший в своем творчестве «художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского». Это понимание Пушкина во многом было подсказано Достоевскому критиком А. А. Григорьевым, который в своей статье «Развитие идеи народности в нашей литературе» говорил о Пушкине как о «величайшем народном поэте, величайшем представителе нашей народной физиономии». По мысли Достоевского, Пушкин нес Европе новое слово — братскую христианскую любовь и «народную веру и правду». «Пушкин,— говорил Достоевский,— есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, как сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое». Пророчество Пушкина состоит в том, по мнению Достоевского, что решение «проклятых вопросов», разъединяющих человечество, не может быть основано на бунте, на мятеже, на эгоизме, что его опора — христианская любовь, самопожертвование, чистый альтруизм и смирение перед законами Бога, создавшего земной грешный мир. «Смирись, гордый человек...», «Смирись, праздный человек...» — убеждает Достоевский, имея в виду не рабское, баранье, холопское смирение, а смирение высокое, предполагающее готовность жертвовать собой ради человека, народа и человечества. Правда открывается