В отличие от народной литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
1) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. 2) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. 3) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. 4) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит.
Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта. Классические литературные сказки как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие.
Александр Андреевич Чацкий - главный герой комедии А. С. Грибоедова " Горе от ума", который, по признанию современников автора, был похож на самого автора. Чацкий- дворянин. Он, как и дочь его антипода Павла Афанасьевича Фамусова, учился у гувернеров, а также у русских и иностранных учителей. Он переводил и писал художественные произведения, попробовал стать военным, много путешествовал - искал ума. Ни на какой определенной профессии он так и не остановился, потому что не хотел прислуживаться : " Служить бы рад - прислуживаться тошно". С горечью и страстью он выступает против крепостного права, осуждая помещиков, которые, имея в своем владении театр, восхищаясь искусством, не дают актерам вольную. Чацкий не понимает, почему идеалом для молодежи должен стать вельможа 18 века Максим Петрович, который заслужил уважение тем, что много раз, аки шут, падал на колени перед Екатериной Второй. Александр Андреевич удивлен тем, что в обществе есть такие вояки... как полковник Скалозуб, получивший чины и звания за счет убитых товарищей. С горечью Чацкий говорит, что русские скоро перестанут общаться на своем языке, удел их - смесь французского с нижегородским. Это, по глубокому убеждению бунтаря, происходит потому, что воспитанием детей занимаются гувернеры - иностранцы, которые на своей родине и вовсе педагогикой не занимались. Свои взгляды Чацкий излагает в монологах и в диалогах, беседуя с гостями в доме Фамусова. У нашего героя-романтика нет друзей. Его ровесники предпочитают быть "деловыми", "покорными", делать карьеру и служить лицам. От этого, по мнению Александра Чацкого, снижается интерес его современников к высоким идеям и национальной культуре. Между тем, русский народ, бодрый русский народ с неиспорченным вкусом, - экономически зависим и страдает. В "Горе от ума" две сюжетные линии : общественная и любовная. И та и другая для нашего героя оканчивается ничем. Почему? Чацкий влюблен в дочь Фамусова Софью искренне. Девушка же предпочитает ему тихого Молчалина. Ей не нравится пылкость, критичность молодого человека, которого она знала с детства. Сначала она просто отворачивается, затем бросает нелицеприятные реплики в сторону, а потом и вовсе замечает, что Чацкий - сумасшедший. Чацкий - борец. Он не умеет лгать, его ум деятельный, наполнен идеями преобразования общества. Речь - яркая. Он знает много пословиц и поговорок, умеет к месту употреблять и иностранные слова. Но ни один из его талантов не может быть оценен там, где живут по старинке, где презирают образованных и духовно прекрасных людей. Александр Андреевич Чацкий уезжает из Москвы . Но он- победитель, потому что стал возмутителем спокойствия, заставил мыслить иначе. На такое только Гении . А за ними - будущее.
По странной иронии судьбы роман, который Сервантес создавал как пародию, пережил все "серьезные" литературные произведения этого автора. Нищий, однорукий, измученный Сервантес писал "Дон Кихота" в тюрьме. От отчаяния к надежде, от надежды к смирению движется течение романа. Мягкий юмор, грустный смех, трагикомические ситуации и неожиданная мудрая серьезность составляют фон, "пейзаж", на котором происходят приключения героя.Бедный дворянин Алонсо Кехано — старый романтик и идеалист. Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота.Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них.. Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая странная и вечная пара.Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота — князя Мышкина из "Идиота" — Достоевский. Герой романа Замятина "Мы", у которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу против всех. Двойственность образа порождает двойственность восприятия. Слово "донкихотство" часто употребляется в значении "бессмысленная борьба с придуманными врагами", "деятельность благородная, но обреченная на неудачу", "геройский поступок, основанный на неверных предпосылках". Глубоко пронизаны этой двойственностью многие книги братьев Стругацких, в которых рассказывается о "прогрессорстве", благородной и бескорыстной слаборазвитым цивилизациям.Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя
1) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
2) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
3) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
4) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит.
Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Классические литературные сказки как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие.