Двенадцать месяцев» — драматическая сказка (пьеса-сказка) советского писателя Самуила Маршака, написанная в 1942—1943 годах для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. Пьеса состоит из четырёх действий и восьми картин.
Первая постановка в Новосибирском ДТ в 1945 году.[источник не указан 59 дней]
[1]
10 марта 1945 года состоялась премьера спектакля «12 месяцев» на сцене Свердловского Дворца пионеров.
Из 32 архивных документов за период с декабря 1944 по май 1945 года режиссера драматического коллектива Леонида Константиновича Диковского удалось установить в хронологической последовательности: работу коллектива над постановкой, даты премьеры и последующих спектаклей (каждую субботу и воскресенье до 2 мая 1945 года), репетицию и постановку спектакля на радио (26, 27 марта 1945 года).
3 декабря 2020 года состоялось открытие выставочного проекта «Спектакль Победы: „12 месяцев“ на сцене Дворца 1945 г.»[2]. Проект поддержала Ассоциация музеев Екатеринбурга[3] при участии музея МХАТ.
В “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” реалистические и сатирические мотивы творчества Гоголя резко углубляются. Автор обличает историю глупой тяжбы двух миргородских обывателей. Чувство горечи и гнева – вот что вызывает у писателя поведение обоих героев. Благодаря резкой замене юмористической тональности смысл повести раскрывается особенно ярко. Весёлая история становится глубоко драматичной картиной реальной жизни. Люди, подобные Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу не вымышлены писателем. Они на самом деле существуют, они среди нас.
Характеры героев осмыслены автором очень обстоятельно. Это два закадычных приятеля. Но каждый из них себе на уме. Казалось, ничто не может помешать их дружбе. Но всего лишь нелепый случай заставил их ненавидеть друг друга 12 лет, превратил приятелей в злейших врагов.
Ружьё, которое Иван Иванович увидел у Ивана Никифоровича – не просто “хорошая вещь”, оно должно укрепить Ивана Ивановича в сознании его дворянского первородства. Но Иван Никифорович тоже дворянин, потомственный! И ему необходимо ружьё, хотя с тех пор, как купил его у турчина и имел в виду записаться в милицию, он ещё ни разу не стрелял из него. Променять столь “благородную вещь” на бурую свинью да два мешка с овсом – кощунство с его точки зрения. Потому-то и вырвалось у Ивана Никифоровича это злосчастное слово “гусак”.
Главное средство сатиры, применяемое Гоголем, - противоречие между сущностью изображаемых характеров, явлений, предметов и множественными похвалами их несуществующих достоинств. Лицо, ведущее повествование в этой повести, - некий вымышленный рассказчик, наивный и простодушный. Именно его восхищают благородство и доблесть двух приятелей. Именно у него вызывают умиление “прекрасная лужа” Миргорода, “славная бекеша” одного из героев и широченные шаровары другого. И чем сильнее выражается его восхищение персонажами, тем яснее читателю их ничтожество.
Объяснение:
эмм... как то так?
Главным героем, именем которого назван роман, является Владимир Дубровский, с ним связано развитие основного сюжета романа. Пушкин достаточно лаконично рисует черты его внешности, которые играют в произведении важную роль. И что очень существенно, внешний облик героя передается не только самим автором, но и в восприятии разных лиц. Впервые о некоторых деталях внешности молодого Дубровского упоминается в сцене встречи с приказными, когда Владимир предотвращает бунт крестьян. «Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». В этой скупой зарисовке мы видим отражение лидерских качеств молодого офицера. Его слушают не только потому, что видят в нем сына Андрея Гавриловича, покойного барина, но потому, что он сумел оказать на крестьян определенное психологическое воздействие. В образе француза Дефоржа Дубровский произвел хорошее впечатление на Троекурова «приятной наружностию и простым обращением». Умение спокойно и мужественно держаться даже в самых исключительных обстоятельствах, как, например, в сцене с медведем, позволило Маше увидеть в нем храбрость и гордое самолюбие. Интересно, каким рисует Дубровского-разбойника людская молва. Вот он предстает в рассказе добрейшей Анны Савишны Глобовой, которую под предлогом встречи с шайкой Дубровского ограбил собственный приказчик. В ее восприятии это генерал «лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде». Такой портрет, описанный Анной Савишной, произвел довольно сильное впечатление на барышень, и в частности на Марью Кириловну, которые, начитавшись романов ужасов Анны Радклиф, увидели в нем романтического героя. Автор тем самым стремится показать, что симпатии многих людей в округе на стороне благородного разбойника, грабящего богатых и непорядочных, но не допускающего обиды людей нуждающихся. Кирила Петрович, знавший Владимира с детства, возражает и говорит, что «он кудрявый белокуренький мальчик, пятью годами старше Маши, и теперь ему 23 года». В передаче детского портрета мы чувствуем и определенную долю симпатии к Дубровскому-ребенку. Контрастирует с этим восприятием казенное описание примет героя, составленное исправником по показаниям бывших дворовых людей Дубровского: «От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».