Цитаты написать не могу,так как книги с собой нет,а спорят они о нигилистах,работе,отношению к семье,о свободе,о литературе,об искусстве и природе,да и вообще о жизни) подробные темы и цитаты в главе 22 вроде,ну или где-то там) Сравнительная таблица Павел Петрович КирсановЕвгений Базаров1. Внешность, стиль поведенияПодтянутость, изысканность, аристократизм.«Весь облик Аркадиева дяди, изящный. Породистый, сохранил юношескую стройность…»«Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями…»«Эдакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит...»Развязность, небрежность, грубоватость. «- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротничок балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось улыбкою и выражало самоуверенность и ум».2. Общественно-политические взглядыЛиберал, аристократ.«… все меня знают за человека либерального и любящего прогресс…»«… без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию. Личность… вот главное».Нигилист.Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».Базаров: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».Теория расчистки места.Аркадий: «Мы ломаем, потому что мы сила. … Сила – так и не дает отчета».Базаров: «Нравственные болезни человека - от дурного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет».3. Отношение к народу«…он, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон».«- Мой дед землю пахал, - с надменной гордостью отвечал Базаров.И в то же время презирает народ.4. Философские взглядыВерит в БогаМатериалист«… важно то, что дважды два четыре, а остальное пустяки».Не признает философию«Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой».5. Жизненное кредо«Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди».«Принципов вообще нет, а есть ощущения».«Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть».6. Эстетические взглядыЗащищает искусство, но сам к нему равнодушен.«Павел Петрович дошел до конца сада и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа».Отрицает искусство, поэзию, эстетическую сторону жизни.«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».«Рафаэль гроша медного не стоит».«Природа не храм, а мастерская…».«Я нахожу. Что говорить красиво неприлично». 7. Отношение к женщине, любвиОтношение к женщине благоговейное, почтительное, любовь рыцарская, благородная, чистая.Отрицает любовь«И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты ка анатомия глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше лягушек смотреть».«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся».«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр».
Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры. Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково... ”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость. Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.
Роман А. С. Пушкина «Дубровский» был написан в 1832 году. В нем писатель показывает жизнь русского дворянства начала 19 века. В центре повествования находится жизнь двух дворянских семей - Троекуровых и Дубровских. Кирила Петрович Троекуров из-за глупой ссоры решил лишить своего давнего друга Андрея Гавриловича Дубровского его имения. Оба приятеля были страстными охотниками. Но Дубровский не мог позволить себе держать хорошую псарню. Как-то раз он не смог удержаться от завистливых слов: «…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам» . На эту фразу обиделся псарь Троекурова. Он сказал Дубровскому, что некоторые дворяне могут позавидовать житью собак его хозяина. Это послужило поводом к серьезной ссоре, закончившейся судебным разбирательством. Из-за этой жестокой судебной тяжбы Андрей Гаврилович сильно заболел. Он слег. Няня, ходившая за ним, решила написать обо всем сыну помещика – Владимиру Дубровскому. Этот молодой человек воспитывался в Кадетском корпусе и теперь служил в гвардейском полку в Петербурге. Отец баловал Владимира, ни в чем ему не отказывал. Молодой Дубровский кутил, влезал в долги и мечтал о богатой невесте. Но, узнав о страшном известии, Владимир тут же бросился в Кистеневку. На его глазах отцу становилось все хуже и хуже. И однажды, встретившись с Кирилой Петровичем, Дубровский-старший не выдержал. С ним сделался удар, и он умер. Владимир стал считать Троекурова своим кровным врагом. Да и тот, увидев дерзкого сына соседа, продолжал войну. Она закончилась тем, что Кистеневку вместе со всеми людьми отдали во владение Троекурова. Последний вечер в имении был для Владимира полон печали и воспоминаний. Автор часто упоминает о том, что молодому Дубровскому не хватало семьи, домашнего уюта. У него рано умерла мать, он плохо знал своего отца, но испытывал к нему большую привязанность. После смерти родителя Владимир чувствовал глубокое одиночество. В последний вечер он сел перебирать отцовские бумаги и случайно нашел письма покойной матери. Зачитавшись этими письмами, он окунулся в атмосферу семейного уюта и позабыл про все на свете. Для Владимира была невыносима мысль о том, что его родовое имение может отойти врагам. Поэтому он принял решение поджечь дом. Герой не хотел жертв, велел отпереть все двери перед поджогом, но крепостной Архип не послушался своего барина. Из-за него в пожаре сгорели и приказные. Дубровский забрал своих верных крепостных крестьян, к которым относился по-отечески, и ушел с ними в лес. Этот герой сделался благородным, но жестоким разбойником. Удивительно было одно – он щадил поместья Троекурова, всегда обходил их стороной. Позже мы узнаем, что уже тогда Владимир полюбил Машу Троекурову и поэтому не трогал имение ее отца. Почему Дубровский стал именно разбойником? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписаным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником» . Я считаю, что симпатии автора на стороне Дубровского. Ведь это благородный, честный, добрый человек, умеющий любить и прощать. Он хорошо относится к своим крестьянам, видит в них не слуг, а людей. Это очень важно. Владимир Дубровский смел и решителен. В критической ситуации он умеет быстро принимать решения и находить выход из любого положения. Вспомним хотя бы эпизод с «медвежьей комнатой» , когда Дубровский пришел в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа. Оказавшись один на один с медведем, Владимир поборол страх и застрелил хищника. Тем самым он вызвал невольное уважение и у Троекурова. Даже став разбойником, Владимир не преступал свои стойкие моральные принципы. В Дубровском оказалось достаточно мудрости, чтобы разглядеть в Маше Троекуровой ее самые лучшие качества, несмотря на то, что она дочь его злейшего врага. Недаром Пушкин подчеркивает все самое хорошее в Дубровском, называя его «благородным разбойником» .
Сравнительная таблица
Павел Петрович КирсановЕвгений Базаров1. Внешность, стиль поведенияПодтянутость, изысканность, аристократизм.«Весь облик Аркадиева дяди, изящный. Породистый, сохранил юношескую стройность…»«Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями…»«Эдакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит...»Развязность, небрежность, грубоватость. «- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротничок балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось улыбкою и выражало самоуверенность и ум».2. Общественно-политические взглядыЛиберал, аристократ.«… все меня знают за человека либерального и любящего прогресс…»«… без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию. Личность… вот главное».Нигилист.Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».Базаров: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».Теория расчистки места.Аркадий: «Мы ломаем, потому что мы сила. … Сила – так и не дает отчета».Базаров: «Нравственные болезни человека - от дурного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет».3. Отношение к народу«…он, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон».«- Мой дед землю пахал, - с надменной гордостью отвечал Базаров.И в то же время презирает народ.4. Философские взглядыВерит в БогаМатериалист«… важно то, что дважды два четыре, а остальное пустяки».Не признает философию«Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой».5. Жизненное кредо«Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди».«Принципов вообще нет, а есть ощущения».«Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть».6. Эстетические взглядыЗащищает искусство, но сам к нему равнодушен.«Павел Петрович дошел до конца сада и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа».Отрицает искусство, поэзию, эстетическую сторону жизни.«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».«Рафаэль гроша медного не стоит».«Природа не храм, а мастерская…».«Я нахожу. Что говорить красиво неприлично». 7. Отношение к женщине, любвиОтношение к женщине благоговейное, почтительное, любовь рыцарская, благородная, чистая.Отрицает любовь«И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты ка анатомия глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше лягушек смотреть».«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся».«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр».