Гражина — молодая красивая литвинка, дочь «величавой риги властелина». гражина выходит замуж за новогрудского князя литавора. подданные князя восхищены красотой и стройностью молодой княгини. гражина «тем еще могла гордиться, что ростом князь не выше, чем она». княгиня разделяет увлечение мужа охотой. в медвежьей жесткой шкуре и в рысьей шапке она, оседлав жмудского боевого коня, охотится наравне с литавором. переодетая в мужское платье гражина напоминает своего мужа: «порой со свитой возвратясь, гражина обманывала глаз простолюдина, литавору подобная вполне… тогда не князю, а его почет смиренно воздавали слуги». но счастье княгини омрачено. она узнает о том, что ее муж заключил позорный договор с крестоносцами. (действие поэмы разворачивается в эпоху борьбы жителей литовско- земель с тевтонским орденом). гражина умоляет мужа одуматься и не звать врагов на литовскую землю. но литавор разгневан вмешательством жены в его дела, он остается непреклонен. тогда отважная женщина принимает другое решение. под покровом ночи, надев боевые доспехи князя, она с небольшой дружиной выступает навстречу крестоносцам. недалеко от города завязывается смертельный бой. горстка смельчаков противостоит огромной силе врага. подданные с удивлением глядят на своего «князя», который даже меч держит не так, как обычно. никто и не догадывается, что плечом к плечу с ними сражается жена литавора — гражина. крестоносцы активно наступают, и уже начинает казаться, что исход боя предрешен. однако, узнав о случившемся, князь литавор собирает всю свою дружину и спешит на помощь жене. отряд крестоносцев разбит, но гражина получает смертельную рану: «тяжко ранена пулей кой гражина. кровь бежит, погибает княгиня безвинно…» по народной традиции, героев, павших смертью храбрых в бою, сжигали на костре. в бушующее пламя, приготовленное для погребения гражины, вошел литавор с телом жены на руках. так он искупил свою вину перед своим народом, перед гражиной поэма не связана с фольклором, но образ гражины близок народным образам. подобно гражине, герои народных преданий вступали в неравную схватку со злыми, темными силами и за отчизну.
Этими словами Тыбурций как бы говорит: "Во всем промысел Божий". Таким образом, встреча детей подземелья с главным героем повести была предопределена свыше для того, чтобы что-то изменить если и не в жизни детей, то в их душах. Уже не вспомню имен детей (давно читала) , но мальчик - главный герой научился видететь и сопереживать лишениям и несчастьям других, научился людям. Даже его сестре, которая не общалась непосредственно с детьми подземелья, эта встреча принесла моральный урок: она, не задумываясь, отдала свою лучшую куклу незнакомой нищей девочке. Что принесла эта встреча Вальку и его сестре? Они узнали, что, кроме горя и лишений, в мире живет доброта и сочувствие.
Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Чего хочу? с какою целью Открою душу вам свою? Какому злобному веселью, Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел. Еще одно нас разлучило.. . Несчастной жертвой Ленский пал.. . Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал; Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан.
Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть.. .вот блаженство!
И я лишен того: для вас Тащусь повсюду наудачу; Мне дорог день, мне дорог час: А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни. И так уж тягостны они. Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я.. .
Боюсь: в мольбе моей смиренной Увидит ваш суровый взор Затеи хитрости презренной — И слышу гневный ваш укор. Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви, Пылать — и разумом всечасно Смирять волнение в крови; Желать обнять у вас колени И, зарыдав, у ваших ног Излить мольбы, признанья, пени, Все, все, что выразить бы мог, А между тем притворным хладом Вооружать и речь и взор, Вести спокойный разговор, Глядеть на вас веселым взглядом!. .
Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе.